Чжан 18 рассказывает нам о том, на чем основывается человеческое общество в разных стадиях своего существования. Важно помнить, что под обществом мы можем понимать как человечество в целом, так и страну, город, или даже семью…
Когда люди забыли про Путь
Им его заменили гуманность и справедливость
Когда мудрость и знание родились
Подняло голову и лицемерие
Когда в родных нет согласия
Заменяется оно на почтительность сына и долг отца
А беспорядок в стране знаменует
Верных стражей порядка появление
Первые две строки — когда люди забыли Путь им его заменили гуманность и справедливость. Что это значит? Когда в обществе все следуют пути, все происходит естественно само собой. Нет никакой потребности в принципах как таковых, какими бы они ни были. Если все в обществе следует пути, то не нужно думать, соответствуют ли твои поступки каким-то принципам, или нет, они автоматически буду естественны, а естество видится, как высшая благодать.
Если же люди утрачивают Дао, то для функционирования общества ему нужны «костыли», принципы, на которые надо ориентироваться. И, чем дальше от Дао общество, тем больше и больше будет появляться принципов, искусственных ограничений для жизни. Начинается все с «гуманности» и «справедливости», в которых нет ничего плохого, но чем дальше от Дао будет отходить общество, тем все больше и больше будет появляться костылей — искусственных принципов, которые каждого члена такого общества будут заставлять соблюдать. Про «заставлять» мы поговорим еще в самом конце этой части, а сейчас пойдем дальше.
В следующих двух строках мудрость и знание противопоставляются естественности. Лао Цзы говорит, что в идеальном мире, где все следуют Дао, всем людям известно всё, что им необходимо. Однако, в нашем не идеальном мире, есть люди, которые считают, что обладают большими знаниями и более мудры, чем другие. Это приносит разделение в общество, и среди «мудрецов» и «ученых» поднимает голову лицемерие, снобизм, ханжество, они начинают относится к людям, не принадлежащим их кругу как ко второму сорту, что в идеальном обществе недопустимо.
Далее 2 строки говорят о том, что когда среди родных нет согласия, то есть когда у них утрачено Дао, они начинают жить по принципам, начинают измерять, кто кому что должен. В идеальной же семье нет никакого смысла в таких принципах, все и так идет в согласии Дао, естественно и без усилий.
Вообще, Лао Цзы очень негативно относился к установленным порядкам — принципам взаимодействия между людьми, этикету, считая все это лишь ширмой, за которой скрываются недобрые намерения людей. Когда общество следует Дао, оно не разделено и каждый человек естественным образом, без всякого этикета и принципов, будет делать то, что хорошо не только лично для него но и для всего общества. Возможно ли такое общество в принципе? Наверное, нет, но ничто не мешает к нему стремиться и максимально приближать то общество, в котором вы живете, к такому.
Если же общество далеко от этого идеала, то в нем появляется много стражей порядка, что знаменует отнюдь не то, что в стране будет порядок, а обратное — грядет хаос, восстания, беспорядки, войны…
К огромному моему сожалению, в последние десятилетия я наблюдаю, как наша страна, Россия, уходит все дальше и дальше от Дао. Появляется все больше и больше часто весьма нелепых принципов, которые всем надо соблюдать и, просто «астрономическими» темпами растет число правоохранителей в стране. Ну а что этим ознаменовывается я уже написал выше.
Во всем этом мы видим баланс и последствия его нарушения. Мы все существуем между Хаосом и Порядком. Помните — меж ними — исток всего и ключ ко всем тайнам. Рост числа принципов, числа «стражей порядка» (у них даже название очень говорящее за себя!) это уход в развитии страны от состояния баланса, естественности, в сторону Порядка. Естество таково, что оно всегда старается вернуться в состояние равновесия. И чем дальше кто-то отклонит маятник в одну из сторон, тем сильнее будет потом «откат». Неизбежно произойдет нечто, что вернет жизнь, общество, в состояние равновесия. Как жаль, что этого не понимают многие правители, старающиеся максимально «закрутить гайки» всеми доступными способами. Они не понимают, что чем больше они создадут перекос в сторону Порядка, чем более жестким и негибким будет то, что ни строят, тем страшнее будет откат обратно, тем большее Хаос ударит по их творению! Это происходит всегда, исключений нет, потому что таково Дао, таково естество.
Как я сказал выше, идеальное общество без принципов, вероятно, невозможно. Но нужно стараться максимально близко находится к состоянию равновесия. Не давать перекос ни в Хаос ни в Порядок. Кстати, не даром и Будда говорил о «Срединном пути» — пути, равноудаленном от крайностей. В этом мудрость этого мира!