Чжан 19 — один из самых сложных для понимания. Его крайне легко интерпретировать неправильно. Кране легко «обнаружить», что в нем даются противоречащие друг другу советы, что весьма странно. Мой собственный изначальный перевод этого Чжана меня перестал удовлетворять и подвергся значительному изменению. Сложность в том, чтобы сформулировать все так, чтобы смысл был максимально ясен, но не прибегая к добавкам в текст. В некоторых «умных» переводах чжан 19 просто сокращают, отбрасывая вторую часть, которая, вроде бы, противоречит первой. Так, конечно, делать нельзя. Это один из случаев, когда мне не хватило русских и английских текстов и пришлось привлечь китайский текст и устроить разбор по словам.
«Отбрось мудрость и знание
И народ будет счастливей во сто крат»
«Отбрось гуманность и справедливость
И народ вспомнит про естественность отношений»
«Забудь про хитрость и наживу
И не станет воров и мошенников»
Эти три принципа не ведут к счастью
Просвещай свой народ, разъясняя простые истины
Пусть живут в простоте и скромности
Свободные от эгоизма и страстей
Итак, первая часть Чжана 19, это то, что часто цитируется, где говорится, что надо отбросить мудрость и знание, гуманность и справедливость, а так же хитрость и наживу. Часто, 19й чжан этим и ограничивают. Критики Даосизма обычно приводят этот отрывок, говоря о том, что Лао Цзы призывал свести состояние народа к тому, что сейчас называется «быдлом» — ведь он говорит о вреде мудрости и знаний у народа.
Однако, вторая часть сразу говорит, что эти три высказывания не верны! Следование им не приносит счастья! Более того, Лао Цзы далее призывает в обратному — к просвещению людей, он призывает разъяснять им истины, а не требовать, чтобы они в них свято верили!
Как следствие, видится жизнь людей в простоте, скромности, без излишних, мучающих людей желаний и страстей. Очень интересно, что это крайне близко к тому, чему учит Будда. Невольно, в очередной раз вспоминается Даосская теория о том, что Будду некоторое время учил Лао Цзы, который уехал в Индию после того, как покинул Китай.
Итак, в целом, в этом чжане говорится о том, что личного примера часто будет не достаточно, о том, что тем, кто не понимает в чем преимущество следования Дао, нужно это объяснять, пусть даже для тебя это и нечто простое и само собой разумеющееся, и тогда люди пойдут за вами и им это принесет хорошую жизнь.