Чжан 20 очень большой и как бы имеет 2 части. Однако, в целом, их стоит воспринимать вместе, как описание рефлексии Лао Цзы, его мыслей. Ну или, если хотите, мыслей, которые могут возникнуть у любого, кто стремиться постичь Дао.
Без знаний не будет и печалей
Уважение или насмешка
Так ли велика разница?
Добро и Зло
Так ли они отличаются?
Чего люди бояться, не может не страшить
Покинут! Бесконечно одиночество!
Люди радуются, словно на пиру
Как будто весной идут любоваться природой
Лишь я один тих и безучастен
Как ребенок, не научившийся улыбаться
Растерян, как будто некуда мне вернуться
Вокруг все живут в избытке
Лишь я просто не нуждаюсь
Мое сердце – сердце глупца, и ничего не знает
Люди вокруг сияют
Лишь я один в тени
Люди вокруг пытливы
А я – лишь созерцаю
Спокоен и уверен, как океан
Ничем не ограничен, как вольный ветер
Все люди ставят себе цели
Лишь я один подобен воде
Лишь я один от них отличен
Ценю я мать, что всех вскормила
Первая фраза вам ничего не напоминает? Помните, Библейский царь Соломон говорил — «Многие знания — многие печали». А еще помните в прошлом чжане нам говорили, что простые истины надо разъяснять. И вот это как раз одна из таких истин, и дальше нам разъясняется — почему. И оказывается, речь идет не о знаниях в смысле «образованность», а совсем о другом. Речь идет о том, что мы «Знаем», как оценивать то или иное событие и часто нам это знание мешает, заслоняя реальность.
Но реально, разница между уважением и реальностью, добром и злом, страшным и не страшным — эфемерна! Все это — понятия, придуманные людьми, их не существует с природе, в реальном мире! Тем не менее, наши реакции основываются именно на таких вот «знаниях».
Например — один человек делает другому смертельную инъекцию. Второй не сопротивляется. То есть, первый, убивает второго. Зло ли это? Можно ли дать однозначный ответ? Возможно, тот, кто позволяет сделать эту инъекцию, болен страшным заболеванием и его жизнь — непрекращающаяся мука и тот, кто его убивает, действует по его просьбе, чтобы избавить от страданий? И это уже не совсем зло… А третий человек, который может спасти первого, он совершит добро? А если учесть, что это обречет второго на годы жуткий страданий?
По этому, увидев что-то, не спешите оценивать. Ведь то, что с вашей точки зрения будет злом, с другой точки зрения может оказаться добром!
Я привел весьма экстремальный пример, и вы можете возразить — но ведь война — это зло, тот, кто ее начал — не может быть «добрым» ни с какой точки зрения. Война кому-то несет выгоду, да, но не добро то уж точно! И да, я с вами абсолютно согласен, все же тут речь идет об обычной жизни, а не войне. В войне в Дао Де Цзин есть особые Чжаны, которые в самом явно виде осуждают ее.
Итак, к чему же приведет то, что вы будете понимать всю эфемерность и зыбкость понятий, придуманных людьми? Прежде всего к тому, что вы будете одиноки. Простые люди, увы, начнут вас не то, чтобы сторониться, но словно обтекать, как вода обтекает камень на своем пути. Поэтому Лао Цзы и пишет о бесконечном одиночестве.
Далее перечисляется, чем человек, познавший Дао, отличается от прочих людей.
Он тих и безучастен, когда люди радуются и пируют, смотрит на мир, как ребенок, который еще даже не умеет улыбаться, ведет себя так, как будто ему некуда вернуться, как будто у него нет дома, не стремиться к избытку, как все люди, довольствуясь лишь отсутствием нужды, не «сияет», как другие, ведь собственное «сияние» мешает смотреть на мир, а он — вечно наблюдает. И, наконец — он не ставит себе цели, как другие, а ведет себя как вода — позволяет себе «течь». И все это потому, что сердце такого человека — сердце глупца, человека лишенного «знаний», тез самых, о которых речь идет в самом начале.
А что же взамен? А взамен — спокойствие и уверенность океана, свобода вольного ветра! Таковы свойства того, кто ценит «родившую всё мать», то есть Дао, из которого, как мы читали ранее вышла вся наша вселенная.