Чжан 30 один из немногих, смысл которых прямо ясен. Лао Цзы очень плохо относился к войне, и чжан 30 как раз об этом. Относясь к войне плохо, он, тем не мнее, осознавал, что войны случаются. И давал наставления командующим армий о том, как снизить ущерб от применения того, чего применять вообще не стоит — армии.
Кто в Пути наставляет государя
Использовать армию избегает, ведь это насилие
А оно вернется сторицей
Где армии стоят лагерем
Потом растут лишь шипы да колючки
А следом за армиями
Всегда неотступно следуют беды
Хороший командир, лишь цели достигнув, остановится
К власти не стремиться, насилие не творит
Побеждает – и славы не ждет
Побеждает – и беззаконие не творит
Побеждает – и своеволия не допускает
Побеждает – и людей не обирает
Побеждает – и насилия не допускает
Сильные вещи – быстро стареют
Ибо противоречат они Пути
А что противоречит Пути – не живет долго
Итак, предле всего Лао Цзы говорит о том, что те, кто следую Дао вообще избегают применения армии, ведь это насилие, которое неизбежно вернется сторицей.
Далее он говорит о том, что на опусошенных войной землях потом долго ничего не может расти и за армией следов всегда идуте беды. Обратите внимание — тут не говроится, для кого этим беды — для побелителя или побежденного. Очевидно, что и для обоих. Вся история человечества показывает, что вону невозможно выиграть, тому, кто считается «победителем» достается такая куча проблем, что лучше бы он и не начинал своб даже победоносную войну. К сожалению, мало у каких правителей есть те, кто наставляет их в Дао, а служки некоторых религий даже рады разжигать ненависть в глазах своей паствы, чтоюы посулать ее потому умирать на войны. Это, конечно, противорчечит Дао.
Но если все-таки войны случаются, то хороший командир может хоть как-то исправить ситуацию, если он не стермиться к слава, не творит насилие и беззаконие, не допускает своеволия солдат на земле противника, мирных лбдей не обирает.
Всегда надо помнить, что вещи сильные и твердые — стареют очень быстро, ведь они противоречат Дао, которое подобно воде — мягкое и податливое, но, в то же время могучее и способное одолеть любую жесткость. А что противоречит Дао — долго не живет.
А следующем чжане Лао Цзы продолжает развивать антивоенную тему.