Чжан 31 представляет собой еще одну оду Дао. Вроде бы… Но, Дао Дэ Цзин — небольшой текст, и в нем нет ничего, что полностью дублируется. Итак, давайте посмотрим, о чем говорит нам этот чжан?
Путь вечен и имени не имеет
Незаметен, но никому не подчинить его
Стоит сильным мира пред ним склониться
И все вокруг склонятся тоже
Земля и Небо в единой гармонии
Сладкие росы родят
Люди, усилий не прилагая
Вдоволь всего получат
Когда-то люди начали давать имена
И вот имена уже нас окружают
Но людям надо знать, где следует остановиться
Знаешь свой предел – опасности тебя минуют
Путь наполняет мир, подобно воде
Что реками заполняет русла, а океанами – долины
Во-первых, нам напоминают, что Дао — вечно и имени не имеет. Не важно, как его называют — Дао ли, Родом ли или Источником Дхармы, он выше любых имен. Запомним это. Очень важно для обретения Дао не привязываться к тому, каким словом мы его называем. Ведь Дао — древнее любых слов, величественнее любых слов и объемнее любых слов. Помните об этом. Не зацикливайтесь на том, что слово Дао переводится, как Путь, а слово Род подразумевает, что все родилось в нем, это все слова, ограничивающие наше восприятие. Самое важное вы можете уловить, но не можете назвать, потому что сам язык это ограничение, а Дао — безгранично.
Дао незаметно, но никому его не подчинить. Это не оружие, которое грозит вам, это не божество, старающееся подчинить вас своей воле и говорящее вам, что делать в чего не делать. Дао просто есть. Есть всюду и никто и ничто не может его подчинить. Наоборот, стоит «склониться» перед ним, признать его величие и то, что следовать ему — единственно верная дорога, по которой мы может идти, если хотим, чтобы путь наш был долгим и счастливым. И нужно своим примером подавать пример другим, тогда те, кто ниже вас в иерархии жизни, последуют за вами и так же как вы смогу обрести счастье. Вы не можете этому научить, но вы можете показать своим примером!
И что же будет? А будет всё происходить «само собой». Так же как Небо и Земля, не прилагая усилий, дарят нам всем сладкие росы, и вы, усилий не прилагая, то есть просто живя так, как вам указывает Дао, всего вдоволь получите! Только не надо думать, что «вдоволь» это «богатство». Нет, вдоволь это «достаточно». Еще раз отмечу — даосизм всегда советует избегать крайностей. Нищета это не благо, но и роскошь тоже. Надо держаться посередине. Если вы хотите роскоши, вам не по пути с этим учением.
Добавлю от себя… Вещи и правда начинают происходить сами собой. Вещи не типа выигрыша лотерею, нет, но вы понимаете, будто для вас открыт некий коридор, порой очень узкий, пролегающий через дичайшие совпадения, который ведет вас от ситуации к ситуации, которые для вас… Даже не знаю, какие слова подобрать, они для вас «то, что нужно». Вам остается лишь доверится Дао и идти вперед. Да, идти вам придутся самому, своими силами, но вы будете ощущать словно какую-то поддержку, предоставляющую вам нужный для вас лично возможности.
Но вернемся к тексту. Лао Цзы возвращает нас к вопросу об именах. Он говорит, что люди начали давать имена и вот они нас окружают. Я уже говорил — имя — это ограничение. И Лао Цзы как раз говорит о том, что людям надо знать, когда остановиться. Это возвращает нас к вопросу названия для Дао — не зацикливайтесь на нем!
Через пример в именами нас учат знать свой предел. Это касается всего. Человек — не всесильное существо. Не нужно заставлять себя делать то, что выше ваших сил. И если вы будете за этим следить, то опасности вас минуют. Простой рецепт, которому просто следовать, но далеко не все так делают.
В конце чжана нам говорят, что Дао заполняет весь мир, подобно воде, что заполняет русла рек и и впадины реками и океанами. Дао везде, его не надо искать. Вода лишь упрощенная аналогия. Дао гораздо более вездесущ, чем вода, чтобы следовать ему, не надо куда-то ехать, где-то искать его, оно повсюду. Помните об этом.