Чжан 33 небольшой и один из самых цитируемых. Это объясняется тем, что он, в целом, достаточно прост. Сложно цитировать то, что не можешь сам объяснить, а тут все достаточно просто. Этот чжан как сборник коротких и мудрых высказываний. Однако, часто кое-что выпадает их круга внимания людей. Давайте поподробнее.
Кто других понимает – умен
А кто понимает себя – мудр
Кто других побеждает – силен
А кто побеждает себя – могущественен
Кто знает, что ему ничего не нужно – богат
Кто упорно практикует — достигнет цели
Кто естеству природы верен – живет долго
Кто умер, но не исчез – бессмертен
Первые две троки говорят о том, что труднее всего понять в этом мире себя самого. Не других, а именно себя. Многие люди, да что там, большинство, вообще не стараются себя понять. Они, зачастую, даже бояться это сделать, боятся заглянуть внутрь своего Я, снять все наслоения, которые мешают этому и понять, каков ты сам на самом деле. А поняв это, непременно что-то придется менять, ведь сформированные под влиянием случайных событий, мы все не совершенны. Этого-то люди и бояться — понять свое несовершенство и осознать необходимость в изменениях, которые неизбежно заставят их «слезть с дивана» условно говоря. А этого делать так не хочется!
Вторые две строки как раз и есть та самая очень часто цитируемая часть. Ее, в том или ином виде, цитирую очень часто. И в этом высказывании действительно нет ничего сложного — труднее всего победить не кого-то другого, а себя самого! Это проявляется как в мелочах, так и в больших мировоззренческих вопросах. Вот возьмем то же учение о Дао. Оно может принести в вашу жизнь гармонию и счастье, но, способны ли вы победить себя, поняв и приняв, что ваши предыдущие действия были, скажем так не оптимальны? Поверьте, на это способны далеко не все люди! Собственно, только мудрые и могущественные, как нам и говорит Дао Дэ Цзин.
Далее нам говорят о богатстве. К этому моменту вы, вероятно, знаете, что учение о Дао очень плохо относится к роскоши. Но и нищета не считается нормальной и положительной, какой ее считают многие религии, призванные удерживать беднейшие слои населения от восстаний, рассказывая им, что нищета богоугодна и потом будет плюсом в посмертии. Даосизм этого не пропагандирует. Он пропагандирует «нормальность», богатую жизнь, но в понимании того, что богат тот человек, который понимает, что у него есть всё, что ему нужно. У каждого свои потребности. И это — нормально. Надо лишь узнать себя (!) и понять, где лежит предел ваших потребностей. И если вы поймете, что этого предела нет (а так живет огромное количество людей!), то вам нужно это менять. Жить, зная, что у вас все есть, что вам нужно — очень приятно, поверьте. И да, на такую жизнь вам будут нужны деньги, в определенном количестве. Но главное, чтобы это было конечной целью. Многие люди, буквально купающиеся в деньгах, живут бедно в том смысле, что им всегда мало, они никогда не достигают того приятного состояния, когда знаешь, что у тебя есть все, что нужно. Подумайте, к чему вы стремитесь — к несметным деньгам? А зачем? Может, все-таки, лучше стремиться к счастью и гармонии?
Следующая строка была для меня достаточно сложной. Первоначально я написал ее так — «Кто идет упорно к цели – обладает волей«. Банальность… Мне не давало это покоя, в Дао Де Цзине нет банальностей. А значит, я интерпретировал эту фразу неверно. Я обратился к толкованию Дао Дэ Цзин, написанному патриархом Чань Буддизма времен династии Мин Ханьшань Дэцином. И я понял, о чем речь в трех последних фразах, а так же и значение всего чжана стало восприниматься уже не как сборник мудростей, а как цельное руководство.
Итак, следующая строка — Кто упорно практикует — достигнет цели. Это вроде простой совет, но он не так прост… Практика — это, без сомнения, упражнения типа Ци Гун или Кунг Фу, но тут речь далеко не только об этом. Далеко не все люди практикуют единоборства, согласитесь, а Дао Дэ Цзин по совей природе универсален. Так что эта фраза — не только о физических упражнениях. Аспекты практики — это и познание себя и победа над собой, о чем говорится в этом чжане, это и, допустим, изучение трактатов о Дао. Главное — не оставлять свои усилия, упорно продвигаться шаг за шагом.
Следующая строка — кто верен естеству, тот живет долго. Следуйте Дао и ваша жизнь будет долгой. Об этом в Дао Дэ Цзин говорится не раз и не два, это очень важно. Но дальше — самая важная строка.
Кто умер, но не исчез — бессмертен. К сожалению, часто можно услышать, что в Даосизме бессмертия добиваются чисто физического. Это не так, и эта строка говорит именно об этом — бессмертен тот, кто умер, но не исчез. То есть, все же речь идет не о вечной физической жизни, а о бессмертии после физической смерти.
Так что же за общий смысл этого Чжана? Еще не догадываетесь? Это не что иное, как инструкция обретения бессмертия! Перечитайте еще раз этот чжан, зная это и воспримите его совсем иначе!
И эта инструкция такая — надо понять себя, победить себя, достигнуть гармонии, совладав со своими бесконечными страстями, упорно практиковать, быть верным природе вещей и в конце своей жизни вы сможете достигнуть истинного бессмертия.