Чжан 39 очень большой. Он — один из трех чжанов, расположенных в середине Дао Дэ Цзина, которые словно обобщают все, что было сказано до них. Для меня этот чжан был очень сложным, так как особенности китайского языка таковы, что часто, при кратком изложении (а ДДЦ — очень кратко изложен), причину можно перепутать со следствием. Изучив одни из самых интересных, на мой взгляд, комментариев, написанных патриархом Чань Буддизма, Ханьшань Дэцином, я остановился на своем переводе. Он во много м не такой, какой я сделал изначально, но он стал гораздо более понятным и логичным. Вообще, одним из критериев «правильности», как я понял, для перевода, нужно держать в голове его понятность. Ведь Дао Дэ Цзин призван объяснять, а не запутывать. Как и прошлый чжан, я разобью этот на логические части, чтобы было легче его воспринимать.
Вот, что в древности обрело Путь:
Небо, обретя Путь, стало чистым
Земля, обретя Путь, стала спокойной
Бессмертные, обретя Путь, получили божественную мощь
Природа, обретя Путь, начала процветать
Мириады созданий, обретя Путь, получили жизнь
Сильные мира, обретя Путь, получили силу и власть
Всё берет свое начало в Пути
Итак, в начале нам, по сути, иерархически говорится о том, что «обрело путь» в древности. Порядок изложения тут отражает то, как Даосы видят образование нашей вселенной. Кстати говоря, тут очень ярко видно, что у Даосов вселенная «образовалась» а не «была сотворена», если под вселенной мы понимаем максимально широкое понятие, всё, что порождено Дао, включая бессмертных и, наш мир, разумеется, тоже, как ее часть.
Первыми обрели Дао Небо и Земля. Это не небосвод и почва, это, на самом деле Ян и Инь — две энергии, постоянное взаимодействие которых и породило все остальное. Ян обрел чистоту, а Инь — спокойствие. Это, собственно, показывает сущность этих энергий Чистота и Спокойствие, Хаос и Порядок. Все в мире состоит из комбинации этих двух энергий. Не стоит путать их с добром и злом, эти две энергии гораздо древнее этих человеческих понятий и лежат вне поля человеческой морали.
После Неба и Земли появились (обрели Дао) Бессмертные, получившие божественную мощь. Тут, конечно, речь идет об изначальных бессмертных (я говорил о видах бессметных тут).
Затем же говорится о природе как таковой, видимом мире. Природа, обретя Дао, начала процветать, и в ней появились мириады живых организмов, которые, собственно, обрели жизнь. Интересно, что Даосы почитаюn Юаньши Тьенцзуна как создателя нашего мира, но в Дао Дэ ЦЗине говорится лишь, что природа обрела Дао, без каких-либо персоналий.
И, наконец, речь идет о человеке, а точнее — о правителях. Они, обретя Дао, обретают власть. У Китайцев это называлось «Небесный Мандат». Императора считали «сыном Неба», но не потому, что, как часто пишут в русскоязычных статьях, они все считались богами при жизни, этого как раз не было, а именно потому, что если человек стал Императором, это значило, что Небо позволило ему это сделать, дало ему «Небесный Мандат» на правление. Однако, Небесный Мандат можно было и потерять. Если правитель переставал следовать Дао и начинал нести себя недостойно, считалось, что он утрачивал Небесный Мандат. Если у правителя есть Небесный Мандат, то мир, сама природа, будет ему помогать — своевременная смена времен года, отличные урожаи, незначительность природных катаклизмов — вот признаки наличия у правителя Небесного Мандата. Если же правитель терял его, то природа начинала играть против него — границы времен года сдвигались, что влекло за собой неурожаи, начинались природные пожары, наводнения, землетрясения. Такие признаки воспринимались, как прямое указание высших сил на то, что этот правитель более не угоден Небу, он потерял связь с Дао и его следует лишить власти. В «Исторических Записках» Сымя Цяня описан не один случай, когда именно такие вещи говорили тем, кто захватывал власть о том, что их дело правое и им будет сопутствовать удача, даже если по человеческой логике их шансы на успех были невелики. И они шли и свергали правителей, ввергнувших страну в бедствия.
Далее идет параграф доводом от обратного, что было бы, если бы все то, что описано выше, не обрело бы Дао и, таким образом, не обрело бы свойства, присущие им.
Не будь Небо чисто – оно бы разбилось
Не будь Земля спокойна – она бы рассыпалась
Не имей бессмертные мощи – они бы исчезли
Не будь процветания – природа бы увяла
Не будь жизни – мириады созданий исчезнут
Не будь власти у правителей – они бы пали
Этого параграф, возможно так же является одним из ранних комментариев, который стал частью Дао Дэ Цзина, так как, в общем-то не несет в себе ничего нового, отдельно от первой части. Это, по сути, лишь закрепление материала.
Дальше же идет последняя часть чжана
Так в основе сложного – всегда простое
Потому благородный муж видит свой корень в тех, кто ниже
Высшее использует низшее, как основу
Потому сильные мира называют себя одинокими, недостойными
Не это ли принятие своих корней? Это ли не признание источника свой власти?
Потому-то наибольший почет – отсутствие почета
Не стремись сверкать, словно нефрит
Будь тусклым, словно простой камень
Надо помнить о том, что в основе любого сложного — всегда лежит простое. Поэтому, помните, что ваш корень лежит в тех, кто ниже вас. Это очень важная строка! Как всегда, тут надо помнить о многослойности текста Дао Дэ Цзина. Как правителям нельзя забывать о простом народе, так и взрослым нельзя забывать о том, что они были детьми, а народу нельзя забывать о своих предках. Подумайте об этом! Начните с самого простого уровня, семьи. Подумайте, когда к вам приходит ребенок со своими проблемами, не отмахиваетесь ли вы от них, как от незначительных? И если да, подумайте о том, что вы и сами были ребенком, и вам тогда не показались бы эти проблемы незначительными! Всегда помните, что является вашей основой и не отмахивайтесь от нее! Помните, достойный лидер не возвышает себя, отдаляясь от остальных, и применяйте это на всех уровнях жизни!
Высшее использует низшее, как основу, и достойный лидеры, понимающие это, называют себя «одинокими» и «недостойными», отказывают от само возвышений. Этим они признают источник своей власти и принимают свои корни. Будьте достойными лидерами и мир никогда от вас не отвернется!
Помните, что наибольший почет это отсутствие почета, не стремитесь быть как драгоценный камень, сиять и выделятся, стремитесь быть как просто булыжник.