Чжан 40 очень маленький — всего 4 строчки. Обратите внимание, всего в Дао Дж Цзине 81 чжан. 41й, следующий, стоит ровер в центре книги по количеству чжанов, а 40й, этот чжан, является последним в первой половине. Дао Дэ Цзин часто делят на две части, но разные авторы делают это по разному. Я же предлагаю самое простое разделение — арифметическое, с выделением 41го чжана, как бы в отдельную часть, в середину. Так то этот чжан — последний в первой части.
Возврат к истоку – вот движение по Пути
Слабые и мягкие – таковы действия Пути
Все в мире рождается из бытия
Бытие же происходит из небытия
Всего 4 строки подводят как бы итог первой части, возвращая нас, в чем-то к самому первому чжану. Как Дао — вечно в движении, постоянно возвращается к истоку, так и Дао Дэ Цзин сделал круг и вернулся к началу, к размышлениям о самом начале, об истоке. Если вы путешествовали по тексту вместе со мной, то поздравляю вас, мы прошли эту окружность вместе. Еще немного, и вы поймете, что это была вовсе не окружность, а половина знака бесконечности, образованная чжанами с 1 по 40. 41й, следующий чжан — это пересечение линий этого знака, его центр. А дальше нас ждет путешествие по второй части бесконечности.
Я предлагаю вам не просто прочесть мой комментарий, а устроить себе некоторый экзамен-размышление по первой части.
Итак, нам Лао Цзы обобщает в максимально краткой форме все то, о чем говорилось до этого. Движение с Дао — это возврат к истоку, проникновение в самую суть любой вещи, любого события. Вспомните чжаны, в которых говорится об этом… Говорится с разных подходов, но всегда все это вписывается в эту бесконечно ёмкую фразу. Помните, например, что корень всего сложного всегда в простом… или что власть правителя опирается на простых людей, или что мудрый не превозносит себя, отчего всегда оказывается впереди.
Вторая строка о преимуществе всего мягкого и слабого перед силой и твердостью. Об этом тоже не раз говорилось. Говорилось разными словами, например, «Будь подобен воде — не борись», или «О лучшем государе народ лишь знает, что он – есть», и много других вещей, вспомните, полистайте то, что уже прочли, найдите соответствия.
Далее сказано, что все в мире рождается из бытия. Вспомните чжаны, рассказывающие о появлении мира, мириадов существ, о том, как человек следует Земле, Земля — Небу, а Небо следует за Дао… А Дао — помните? Если нет — загляните назад — посмотрите.
Ну и наконец 4я строка говорит нам о том, что Бытие рождается из Небытия. Наш мир дуален, дуален по своей природе. И опять же, вспомните те чжаны, которые об этом говорят. Помните? Выгода от владения тем, что есть, зависит от пользы того, чего нет. Найдите, какие чжаны еще говорят о дуальности…
Проделали это небольшое упражнение? Что ж, нас ждет 41й чжан, центр бесконечности и потом — еще 40 чжанов из второй части этой «восьмерки».