В противовес очень сложному 42му чжану, 43й достаточно легкий для понимания. Он небольшой и мысли, в нем выраженные, просты и логичны.
Мягчайшая в мире вещь
Самое жесткое одолеет
Что сущности не имеет
Проникнет туда, где нет даже щели
Вот откуда известна мне
Польза недеяния, учение без слов
Редко в мире найдешь что-то
Что с пользой это сравнится
Не первый и не последний раз Лао Цзы напоминает нам о том, что мягкие, податливые вещи гораздо могущественнее жестких и не гибких. В качестве обоснования в этот раз приводится не вода, а более абстрактное нечто, не имеющее сущности. Ведь если нет сущности, то и преград для такого нечто не существует. Любая преграда, не важно, о чем мы говорим, преграждает путь только чему-то себе подобному. Так, допустим, дверь, являющаяся твердым телом, преграждает путь другим твердым телам. Чем меньше в том, что пытается проникнуть через дверь от «твердого тела», тем проще этому чему-то проникнуть и тем более сложную дверь надо соорудить, чтобы не дать этому чему-от проникнуть через нее. Так, простая дверь не пропускает людей или животных, но через нее протечет вода, в которой гораздо меньше от сущности «твердое тело». Сделайте дверь водонепроницаемой, но газ, в котором еще меньше от сущности «твердое тело» через нее будет проходить. Сделать дверь герметичной потребует еще больше усилий! А нечто, что вообще сущности не имеет — не может быть остановлено вообще. Поэтому, Дао есть везде, он не имеет сущности и проникает повсюду.
Однако, нам еще рано завершать размышления об этих строках. Это лишь первый слой, а еще есть второй. Дао — не с чем не борется, но давайте поставим человека, себя на место Дао. Что, если вам надо куда-то проникнуть? Я не говорю о проникании в физическом смысле, я скорее говорю о психологии. Что, если вы общаетесь с человеком, который защитился от вас огромной «броней» и не подпускает вас близко? Вы, стараясь достучаться до такого человека силой (психологически, доказывая ему, возможно нападая морально на него) — обречены на провал. Его «твердая» броня всегда остановит ваше «твердое» оружие. Но перестаньте быть «твердым», лишите себя сущности, будьте, как Дао — повсюду, но находясь в недеянии, и, увидите — человек опустит свою броню, когда поймет, что ему не от кого защищаться. И так во многих житейских вещах, если вы чувствуете, что «бьетесь головой о стенку», что называется, надо понять сущность этой самой стенки и лишить этой сущности себя, и тогда никакая стенка вас не не удержит, вы научитесь «проходить через стены» фигурально выражаясь.
Лао Цзы, вероятно, отлично знал об этом и пользовался, так как он говорит что именно из этого принципа ему известна польза недеяния и учения без слов. И даже говорит, что мало что сравнится по приносимой пользе с этим, казалось бы простым, фактом.