Чжан 45 в разных источниках зачастую обходят стороной. Все сводится к тому, что Лао Цзы указывает на на парадоксальность мира, в котором максимально отполированные, скажем так, понятия, производят впечатление своих противоположностей. Но никто даже не пытается ответить на вопрос а почему так… Я постараюсь раскрыть этот чжан иначе. Я много думал о смысле этих слов, и меня поразило, что тут описаны вещи, о которых 2500 лет назад никто не знал, вещи, отражающие физическое строение нашего мира! Лад Цзы до этого дошел через философию тогда, а человечество через науку через 2500 лет! Это показывает, что философия Лао Цзы — на самом деле естественна, она соответствует той вселенной, тому миру, в котором мы живем. Тут, по сути, ни много ни мало, объясняется строение нашей вселенной, но, как всегда так, что все можно применять и к своей жизни.
Великое совершенство – будто ущербно
Но в действии своем – бесконечно
Великая полнота – кажется пустотой
Но не исчерпать ее, как ни трудись
Великая прямота кажется кривой
Великое мастерство – грубым
Великое красноречие – словно косноязычность
Холод отступит перед движением
Жара же отступит перед покоем
Кто умиротворение и покой постигнет
Примером всему миру станет
Итак, первое утверждение, первые две строки. Великое совершенство может казаться ущербным, но в своем действии оно бесконечно. Тут нам говориться, что наше впечатление о чем-то может оказаться неверным. Не нужно судить о вещах по тому впечатлению, которое они производят, нужно применять эти вещи, смотреть, как они действуют, что делают, и лишь из этого делать вывод об их совершенстве или не совершенстве. Это перекликается с Чжаном 8 и тем, о чем в нем говорится. В то же время, что есть Великое Совершенство? Все то, что нас окружает — вселенная, природа. Но она может казаться ущербной, и тут мы можем вспомнить Чжан 5 — природе немилосердна, чем и может казаться ущербной, но ее действе, ее работа — бесконечны, даже сейчас образуются и исчезают звезды, появляются новые виды — вот она — бесконечная работа природы!
Великая полнота — кажется пустотной, но ее не исчерпать. Подумайте, где эта велика полнота вокруг нас? Да буквально везде! Велика полнота — это воздух, которым вы дышите, это вакуум, находящийся в космосе, это скопления темной материи — мы окружены Великой полнотой, которая нам кажется пустотной! Само Дао — пустотное, беззвучное, и это предел этой самой великой пустоты! Нечто, что максимально пустотное, но тем не менее, породило все на свете! И тут надо вспомнить про понятие «недеяния» (у-вей), которое может казаться некоторым «бездельем», когда как в реальности таковым не является, а как раз наоборот, представляет собой, по сути высшую форму деятельности, когда в полном согласии с миром, делается лишь то, что необходимо и ничего лишнего!
Далее Лао Цзы дает еще три примера, уже оставляя нам самим додумывать, какой критерий применить, чтобы увидеть истинное величие прямоты, мастерства и красноречия. Однако, и тут можно удивиться, ведь описанное тут — чистая правда с физической точки зрения. Так, в неевклидовой геометрии, рассматривающей предельные случаи в применении к нашей вселенной, в бесконечности, прямая всегда замкнется на саму себя, а значит… прямая кажется не прямой!
Мастерство и красноречие это уже более близкие к человеку понятия, но и с ними все ровно то же самое! Увидев великое мастерство, или услыхав великое красноречие, вы можете и не понять, что коснулись чего-то великого. По этому, не спешите делать свои выводы по первому впечатлению. Примеров тому очень много в жизни. Взять хотя бы того же Ван Гога, картины которого при жизни никто не ценил, а сейчас все поняли, что это было то самое «великое» мастерство!
А дальше идет две очень интересные фразы — холод отступит перед движением, а жара — перед покоем. Удивительно, но это — ровно то, что есть на самом деле в нашем мире. Температура тела определяется тем, насколько сильно колеблются молекулы в его веществе. Нагревая вещество, мы заставляем его молекулы поглощать тепловую энергию и колебаться быстрее! Если же молекулы вещества замирают, перестают двигаться — его температура падает! То есть, буквально — холод отступает перед движением, а жара перед покоем! Но откуда это узнал Лао Цзы? Уверен, что он этого и не знал, но он знал универсальные законы мира, и именно их он и изложим нам. Их универсальность и позволяет нам их применять как к себе (попрыгать, чтобы согреться), так и к отношениям с другими людьми (чтобы охладить отношений с кем-то, достаточно просто свести их динамику к минимуму и они отступят перед покоем), так и даже к строению вещества!
И, наконец завершающая фраза — кто умиротворение и покой постигнут, тот станет примером мира. Если холод отступает пере движением, а жара, перед покоем — почему тут именно о покое говориться? Да просто потому, что движение в нас «встроено», его не нужно постигать, это то, что в нас есть с самого начала. Так что «нагревать» мы умеем и без всякого постижения, ведь мы существа энергии Ян. А вот покой нам нужно постигать, и, постигнув это, научившись пользоваться как Ян, так и и Инь, вы станете примером для всего мира — совершенным человеком. Кстати, у даосов есть тренировочные медитации для накопления в своем теле, в так называемом «киноварном поле» запаса энергии. Начинают всегда с Ян, так как человек совместим с ней изначально. А потом, по достижении определенного мастерства, начинают накапливать там энергию Инь и это тоже можно назвать «постижением покоя», ведь Инь это энергия покоя, отсутствия движения. Именно накопление обоих энергий, как считается, позволят стать бессмертным, которые являются «примерами для всего мира».
Видите, как много всего скрыто в этом чжане? Он как цветок водяной лилии — имеет много слоев лепестков, которые все открываются и открываются, а вместе составляют великолепную красоту.