Чжан 46 достаточно простой. В нем есть довольно несвойственная всему тексту однозначность. Я думаю, это потому, что предмет, о котором пишется в этом чжане — очень важен.
В стране, где Путь почитают
Кони по полям пасутся, земли удобряя
В стране, где Пути не знают
Лошади рожают на полях сражений
Нет беды страшнее, чем не знание меры
Нет напасти хуже, чем страсть к богатству
Лишь умеющий довольствоваться тем, что достаточно
Всегда пребывает в достатке и довольствии
46-й чжан — это предупреждение о последствиях отхода от Дао. Войны, бедствия и личные страдания проистекают из человеческой жадности и неумения остановиться.
В начале говорится, что с стране, где Дар почитаемо, кони пасутся на лугах, удобряя их. Имеется в виду то, что боевые кони, вместо того, чтобы нести на себе солдат в атаку, спокойно пасутся на лугах.
Этому противопоставляется страна, где Дао не почитаемо. Здесь Лао Цзы указывает на абсурдность насилия: даже рождение новой жизни (жеребят) происходит среди смерти, подчёркивая извращение естественного порядка.
Почему же это происходит? В чем корень такого ужаса? «Нет беды страшнее, чем незнание меры» — это ключевой тезис главы. Неумеренность, согласно Лао Цзы, порождает конфликты: желание расширять границы, накапливать богатства, доминировать ведёт к войнам и внутреннему разладу.
«Страсть к богатству» — не просто материальная алчность, но метафора любого чрезмерного стремления, нарушающего баланс. Даосизм учит, что истинное богатство — в умении ограничивать свои желания, а не в бесконечном потреблении.
«Нет напасти хуже, чем страсть к богатству» — это не призыв к аскетизму, а совет жить в согласии со своей природой, не гнаться за избытком. Тот, кто понимает, что «достаточно» — свободен от иллюзий недостатка и обретает истинное благополучие.
И как заключение Лао Цзы говорит нам о том, что умеющий довольствоваться тем, что есть, всегда пребывает в достатке и довольствии. И речь не только о людях, но и о странах. В современном мире, где культура потребления и конкуренции часто ведёт к экологическим и социальным кризисам, а неумеренные амбиции отдельных лидеров ведут к смертям сотен тысяч людей, эти слова звучат особенно актуально: истинный прогресс начинается с осознания, что «достаточно» уже здесь, истинное могущество начинается с обуздания своих порывов и тогда жизнь будет проходить в гармонии с собой и миром.