Чжан 28, прежде всего, по своей прямой функции, является руководством для правителя страны. Но если вспомнить, что «правитель» масштабируется и до руководителя фирмы, и до главы семьи и даже до одной личности, ведь вы — в любом случае — правитель самого себя. Про Дао Дэ Цзин часто говорят, что это труд для правителей страны, однако, это ошибочное мнение, и даже не только потому, что ДДЦ содержит чжаны и не обращенные к правителям, но и чжаны напрямую адресованные правителю можно и стоит применять к «правителям» всех масштабов. Итак, вот он, 28 чжан:
Познай мужественность, не забыв женственность
Через это станешь горными ручьями страны
А став как горный ручей – постоянство Благодати обретешь
И вернешься в состояние ребенка
Познай белое, не забыв черное
Через это станешь примером стране
А став примером стране – неизменность Благодати обретешь
И вернешься к состоянию безграничности
Познай честь, не забыв позор
Через это станешь землей страны
А став землей страны – достаточность Благодати обретешь
И вернешься в состояние сырого дерева
Из сырого дерева можно сделать инструменты
Мудрый станет ими и применит их
И поведет за собой людей
Потому его правление нерушимо
Как и в некоторых других чжанах, тут говорится о том, что познав одну противоположность, не стоит забывать другую, наш мир, по сути, дуален, и стоит ему противоречить.
Прежде всего говорится о том, что познав мужественность, не стоит забывать о женственности. Мужественность — это резкость, решительность, жесткость, женское же — противоположное — мягкость, покладистость, нерешительность. Ни одно ни другое нельзя рассматривать, как отрицательные качества! Человек мудрый обладает обоими наборами качеств и применяет их по потребности. Такой человек подобен горному ручью — он горный, то есть находится вверху, но в то же время это вода, которая находится ниже всего, объединяя противоположные качества.
Такой ручей течет, питая все на своем пути, течет и не иссякает, потому и говорится, что он, а значит и человек ему подобный, обладает постоянной Благодатью. Так же про такого человек говорят, что он вернулся в состоянию младенца, открыт миру, все видит, всему учится, все замечает, все вопринимает.
Дальше говорится, что познав Белое, но не забыв Черное, можно стать примером страны. Здест столько смыслов, что все их передать нереально! Давайте лишь приведем несколько пар Белое — Черное, а другие вы сможете, я уверен, достроить сами. Итак, допустим, Белое это «Командовать» а Черное — это «Подчиняться», а еще «Повзрослеть» — «Быть ребенком», «Разбогатеть» — «Быть бедным», «быть образованным» — «Быть необразованным», и так далее. Понимаете, познав любое понятие из набора «белых», нужно помнить о том, каким вы были, когда знал только «черное». В этом случае вы сможете стать примером «стране» (не забываем о том, что под «страной» можно очень многое понимать!). В этом нет ничего удивительного, известно, что лучшими начальниками становятся те, кто прошел все должности в руководимом им деле от самого низа. Почаще вспоминайте это и обретете состояние безграничности и Благодать ваша станет Неизменной.
Последнее, о чем говорится — познав честь, не стоит забывать позор. Это вполне вписывается, как частный случай, в предыдущее сравнение о Белом и Черном, но, тем не мнее, выделено в отдельную категорию, что подчеркивает важность этого. Дело в том, что «познав честь», то есть, проще говоря, добившись успеха, человеку очень легко зафиксироваться на этом состоянии. Такое состояние очень комфортно для сознания, из-за чего нам очень хочется думать, что это состояние «навсегда» и действовать соответственно. Что еще хуже, людям свойственно, пребывая на вершине, начинать презрительно относиться к тем, кто не смог взобраться на такие же высоты. Этого ни в коем случае делать нельзя! Даже достигнув успеха, важно помнить, что, во-первых, это не делает тебя лучше тех, кто не достиг таких высот, ведь ты был таким же, как они, совсем недавно, а во-вторых, важно помнить, что «честь» приходяща и не навсегда, иначе, когда так выйдет, что вы снова окажетесь в состоянии «позора», вам это будет очень трудно пережить. Таким образом, «познав честь, не забыть позор» — это то, что сделает вас стабильным, незыблемым, как сама земля, потому и говорится, что добившись этого, вы станете подобным земле страны. А став землей стран — обретет достаточность благодати — ее у вас хватит на всех, кто захочет опереться на вас, как мы все опираемся на землю.
Говорится также, что через все вышеперечисленное, человек может стать, как сырое дерево. Надо сказать, что под сырым деревом имеется ввиду вовсе не мокрая древесина, а необработанный материал. То есть некое сырье, из которого умелый человек может сделать все что угодно.
Человек мудрый, возвращает себе состояние сырого дерева, сам из себя делает нужный здесь и сейчас инструмент и ведет за собой людей. Поэтому, его правление нерушимо. Мудрый человек умеет, когда надо, становится снова «сырым деревом» меняться согласно потребностям времени и потому он никогда не устареет, так как он способен постоянно меняться. В это и есть мудрость данного чжана.