Обсудим первый чжан. Это строки, с которых начинается книга, вступление. Чань Буддистский патриарх Ханшан Дэчин (1546–1623) говорил, что в этом чжане в сжатой форме изложено всё учение Лао Цзы, а весь остальной Дао Дэ Цзин — это лишь комментарии к первому чжану.
Истинный Путь не описать словами
Истинное Имя не произнести
В Хаосе нет имен – там начало всего
Порядок всему дал имена – это мать всего
Уподобишься Хаосу – увидишь начало
Уподобишься Порядку – увидишь итог
Они – две реки из одного ключа
Неизменно вместе, непостижимы, глубоки
Меж ними – врата ко всем тайнам.
Первые две строки подчеркивают, что сущность Дао (Пути) — непознаваема и не может быть объяснена словами. Это очень важно. Невозможно объяснить, что такое Дао и даже само имя Дао — не есть настоящее имя. Дао появилось раньше, чем существовали все имена в принципе и само слово «Дао» было присвоено в качестве имени Дао абсолютно произвольно (о чем позже еще раз будет сказано уже в явном виде!). Дао невозможно до конца познать, и именно по этому о тех, кто стал сведущ в Дао не говорят, что он «познал» Дао, говорят, что он «обрел Дао», «обрел Путь». Современным языком можно сказать, что человек может «настроится» на Дао, даже при том, что он не может его полностью познать.
Третья и четвертая строки говорят нам о дуальности нашего мира. Хотя в основе всего лежит Дао — нечто единое, но действует оно при помощи двух противоположных начал. Инь-Ян, Хаос-Порядок, как ни назови, в основе нашего мира лежат два начала. Начала эти противоположны, но они не враги друг другу. Именно поэтому эти два начала сравниваются с отцом и матерью. Хаос объясняется как начало, в котором нет имен, то есть начало, в котором нет никакой определенности. Противоположное начало — Порядок — объяснен, как начало, которое «всему дало имена», то есть внесло полную определенность. Взаимодействие этих двух начал рождает наш мир.
Дальнейшие две строки являются одновременно указаниями на медитативные практики и разъяснением взаимодействия двух противоположных начал. Весь мир, по сути, лежит между Хаосом и Порядком, в том или ином соотношении. В этих строках изложены практики для медитаций. Если вы хотите познать начало, исток чего-то, то вам нужно концентрироваться на хаотическом начале предмета исследования. Если же вы стремитесь понять финал, конец чего-то, то вам нужно прорабатывать компоненту порядка. Вообще, в целом, чтобы понять суть некоего явления или вещи, нужно понять «соотношение» двух первоначал в ней, осознать, как именно Хаос и Порядок проявляются в предмете исследования.
Далее строки снова подчеркивает нам, что два противоположных начала имеют общий исток, а значит, вновь подчеркивается, что они — не враги, не смотря на свою противоположность. Они «всегда вместе». Об этом говорил Лао Цзы 2500 лет назад, тогда как западная философия «доросла» до этого лишь 19 веке, когда Энгельс сформулировал «закон единства и борьбы противоположностей». Причем, обратите внимание, признание очевидной дуальности нашего мира, ничуть не мешает Даосизму быть религией (хотя, реально, это гораздо больше, чем религия).
Последняя строка уже в явном виде говорит, что между двух «рек» — врата ко всем тайнам. То есть все, что есть в мире — находится между двух противоположных начал. Самое важно слово тут — «между». То есть ни абсолютный Порядок, ни абсолютный Хаос не несут жизни. Весь мир — именно между ними, во всем есть оба начала.
Хочется добавить, что даже обычное строение физического мира соответствует тому, что все имеет некий баланс Хаоса и Порядка. У вещества есть 4 фазовых состояния — твердое тело, жидкость, газ и плазма. Твердое тело это наиболее «упорядоченное» состояние материи. При абсолютном нуле твердое тело избавляется от всей хаотичной составляющей, в этом состоянии материя это чистый «Прядок», или чистый Инь. Обратите внимание, что в этом состоянии никакая жизнь невозможна. Самая хаотичная форма материи — огонь, он же плазма, в которой молекулы вещества распадаются и существуют в виде «газа» из элементарных частиц. Это практически чистый Хаос, чистый Ян. Разумеется, в таком состоянии материи жизнь также невозможна. Очень важно понять, что именно взаимодействие двух начал рождает всё, что есть в нашем мире.