Чжан три очень многогранен. Часто его считают прямым указанием от Лао Цзы, на то, как нужно управлять государством, но, на самом деле, это чжан описывает скорее не управление, а взращивание людей в самом широком смысле. Что такое взращивание людей? Это и воспитание детей в семье и создание правильной атмосферы в городе или у целого народа страны. Но это так же и отношение внутри себя, взращивание самого себя, как цельную личность, при котором один человек выступает и в качестве «учителя» и в качестве «ученика». Итак, что же говорится в джане 3?
Не возноси кумиров – народу некому будет завидовать
Не цени богатство – людям нечего будет красть
Не показывай людям вожделенного
И сердца их не очерняться сметеньем
Так Мудрый, взращивая людей
Очищает сердца, наполняет желудки
Укрощает желанья, но укрепляет тела
Сними с людей груз знаний не нужных
Забери желания, что не осуществить
Люди мудрые поддержат тебя безмолвием
Направляй других, пребывая в недеянии
И не будет ничего неподвластного тебе.
Здесь мы имеем некое противопоставление — «мудрый человек» и «простые люди», или «народ». Как я уже сказал выше, эти понятия могут масштабироваться до бесконечности. Под человеком мудрым следует понимать того, кто следует Дао, кто обрел Дао и хочет передать «простым людям», то есть, тем, кто еще не обрел Дао, свои знания, его учениками. Проще всего, для понимания, если вы будете воспринимать масштаб описываемого, как «семья», то есть под мудрым понимается «родитель» а под «народом» — дети. Это во многом отражает отношение Лао Цзы к простому люду, они для мудреца — словно его дети.
Прежде всего, в этом чжане Лао Цзы говорит о том, что надо своим примером демонстрировать верное поведение. Не возносить кумиров, чтобы ученики понимали, что бессмысленно завидовать положению других, зависть никогда не приносит никаких хороших плодов.
Не надо ценить богатство, чтобы ученики не стремились любой ценой приобретать богатства. Тут надо сказать, что «не ценить богатство» совсем не значит «жить в нищете», Даосизм не пропагандирует аскезу и не считает ее чем-то положительным. Не ценить богатство значит не ставить накопление богатств во главу всей своей жизни, знать меру. Эта темы будет еще не раз поднята в будущем. Не надо отказываться от денег и специально загонять себя в нишету (что часто пропагандируется другими религиями), но и копить деньги ради денег — тоже не стоит, это не достойная цель жизни.
Не показывать ученикам вожделенного, чтобы их сердца не очернялись смятением. Разберем это место чуть подробнее, на нескольких «уровнях»:
- Личный уровень: Самый простой пример — вы сидите на диете и вам нельзя сладкое. Вы можете подолгу задумчиво бродить вдоль витрин кондитерских изделий, и отчаянно «терпеть», но продолжать глазеть на всё это, мечтая о том, как вы объедитесь тортами, когда запрет будет снят. Это в корне неверное поведение, ни к чему хорошему не приводящее, в вашем разуме как раз и рождается то самое «смятение» — «ну может хоть кусочек, ведь от одной конфетки вреда не будет». Верный же путь — «не показывать себе вожделенного» — создать для себя «мир, в котором сладкого нет», обходить десятой дорогой витрины со сладостями, не смотреть передачи про торты, и так далее, и, в конечном итоге, просто перестать хотеть того, что для вас недоступно! Это дает очень и очень хорошие результаты в жизни, именно так проще всего отказаться от сладкого, бросить курить, итд… Но, такой же путь помогает и просто в жизни. Если вы — человек не богатый, не нужно «вожделеть» дорогущие машины, или шикарные дворцы и всю жизнь сокрушаться по поводу того, что этого у вас нет. Просто вынесите все недоступное вам «за скобки своей жизни», и не очерняйте своё сердце смятением!
- Уровень семьи: Не надо «дразнить» детей тем, что им недоступно. Простейший пример — если у вашего ребенка аллергия на клубнику, но он ее при этом любит (ну а кто не любит?) — исключите ее из того, что может быть в вашем доме, даже если вам ее очень хочется. Не показывайте ему вожделенного. То же самое относится ко всем вещам. Необходимо разделять желания детей на то, что можно осуществить (такие желания надо осуществлять!) и то, что нельзя осуществить. Последние надо по максимуму убирать из жизни детей, чтобы это не стало навязчивой идеей для него. Худшее, что вы можете сделать — говорить «нельзя» в отношении чего-то, что ребенок часто видит. Это сделает этот предмет для него «запретным плодом» и он непременно до него доберется рано или поздно!
- Уровень страны: Увы, наша страна не отличается соблюдением этого принципа, по этому я приведу в пример Китай, который много тысяч лет впитывал в себя философию Дао. В Китае запрещена реклама роскоши, и не зря. Рекламировать то, что недоступно 95% населения считается аморальным, потому, что для них это подчеркивает их отличие от тех, кто может себе позволить роскошь. Нельзя ждать от большинства людей, что они следуют принципу Дао, как я описывал в «личном уровне», большая часть как раз получит предмет вожделения, и ни к чему хорошему это не приведет — депрессии, преступления, итд. По этому мудрый правитель ограждает свой народ от таких вещей, не дает им поводов очернять свои сердца смятением.
В качестве итога говорится, что мудрый, взращивая людей (раньше я тут писал «управляя людьми», но думаю, «взращивать» — более верное слово):
- Очищает сердца, то есть старается сделать так, чтобы в сердцах людей не было зависти, жадности, злобы.
- Наполняет желудки, то есть старается, чтобы все повседневные потребности людей были удовлетворены — еще одно указание на то, что аскетизм Даосизму чужд.
- Укрощает желания, то есть старается показать, что не надо желать неосуществимого.
- Укрепляет тела, то есть закладывает основу здоровой и долгой жизни.
Далее идет фраза, которую часто воспринимают, как пропаганду того, что народ должен быть неграмотным. Однако, «снять груз ненужных знаний» не значит сделать всех неграмотными. Это значит, что надо знать меру в том, какие знания даешь ученикам (помните, это понятие очень сильно масшабируется!), а какие — нет. Например, вы же не будете рассказывать ребенку о том, как в домашних условиях сделать взрывчатое вещество? Ведь, зная это, он точно его сделает! Это и есть — «лишние» знания. Ну а в том, что касается себя самого, то вы сами определяете, какие знания для вас нужные, а какие не нужные. Не нужные знания ведут к вероятной беде (как со взрывчаткой), или к неосуществимым желаниям, от которых, как уже написано выше — добра ждать тоже не стоит.
Люди мудрые (которые обладают знаниями, лишними для других!) поддержат тебя безмолвием, то есть, не будут распускать свой язык там, где не надо и тогда, когда не надо. Это, разумеется, и указание для самих мудрых людей — всегда надо думать, когда что-то кому-то говоришь, ведь одна неосторожная фраза может привести к очень печальным последствиям.
В заключении говорится, что если направлять других, пребывая в недеянии, то не будет ничего неподвластного тебе. Эта мысль, о вреде суеты, будет звучать неоднократно в дальнейшем тексте.