Чжан 4 это восхваление Дао. По этой части видно, с каким восторгом Лао Цзы относился к объекту своего исследования, к непостижимому Дао и какой трепет испытывал перед ним. Я довольно значительно изменил этот чжан, по сравнению с моим первоначальным переводом, прочитав некоторые древние комментарии к нему. Изменения коснулись в основном формулировок, так вместо «Целое — распадается в прах», я написал «Целое — распадается на детали», так как мыть предложения не в том, что нечто разрушается, на что может намекать моя первоначальная формулировка. Итак — вот он, чжан 3:
Путь повсюду, иди, изучай, наслаждайся
Но не познать его до конца никому
Загадочен, как океанская бездна
Из него вышло всё, что вокруг нас!
В нем острое – притупляется
Путы – спадают
Слепящее – становится видимым
Целое – распадается на детали
Непостижим и неподвластен времени!
Не знаю, как он возник
Ибо он – предвестник всего, даже богов!
Первая строка говорит нам о том, что Дао — повсюду. Где бы ты ни был, ты можешь стараться следовать Дао, изучать Дао, и, как следствие — наслаждаться своей жизнью, так как обретение Дао, несомненно, приносит счастье. Не важно, где ты находишься, чем занимаешься, Дао, Путь — есть везде, чтобы постигать его, нужно лишь только твоё желание!
Но, в то же время, даже те, кто обрел Дао, не могут сказать, что он познали Дао до конца, так как Дао — бесконечно и непознаваемо. Познание Дао может стать делом всей жизни, а если человек познает путь к бессмертию, то и не одной жизни, и всё равно, можно сказать, что такие люди лишь прикоснулись к Дао, но никак не познали его полностью, об этом нам говорит вторая строка.
Далее еще две строки подчеркивают, что Дао загадочно и что оно является началом всего. Абсолютно всё, что видим, и чего не видим вокруг нас — вышло из Дао и является его составляющими.
Четыре следующие строки описывают, по сути, методы познания вселенной людей, которым довелось обрести Дао. Они словно смотрят на мир, через призму Дао, и видят сразу составляющие проблем, а не проблемы целиком, ведь понимая проблему по составляющим, ее проще решить, они видят того, что в принципе не видят другие, могут распутать связи, которые кажутся максимально запутанными для других и избегают проблем, которые другим людям могут нанести вред.
Далее Лао Цзы ещк раз, уже в третий раз за этот чжан подчеркивает непостижимость Дао и говорит о том, что Дао не подвластен времени. Именно по этому, учение о Дао не устаревает, так как оно не базируется на реалиях того времени, когда оно было написано, оно базируется на естестве, а естество неизменно.
Последние 2 строки очень важны. Лао Цзы говорит, что он не знает, как возникло Дао, то есть Дао является непознаваемым даже для него! А ведь Лао Цзы, согласно Даосизму — аватар Небесного Предка ДаоДэ, одного из трех высших богов Даосизма, возникших непосредственно из Дао раньше чего бы то ни было другого! То есть, по сути, Лао Цзы — аватар одной из трех мошнейших сил вселенной, и даже он не знает, что такое Дао и как оно возникло.
В последней строке говорится, что Дао — предвестник всего, включая даже богов. Это очень важная строка, в западных переводах которой обычно пускается «даже богов», почему этой фразы не было и у меня в прошлом варианте. Но эта фраза там есть (я проверил по китайскому тексту, который я распознаю переводчиком). Просто западному человеку, признающему богов или одного бога, крайне сложно осознать, что в начале вселенной лежит не некое разумное начало, обладающее волей и целями, а нечто, не обладающее ни волей ни силой, и, тем не менее — породившая всё, даже богов. Людям очень трудно понять, что наш мир существует не «зачем-то», а просто потому, что иначе быть не могло, таково естество, таково Дао.
Даосизм как раз красив тем, что он, как часть мозаики, может включать в себя абсолютно любое мировоззрение, как ни странно, даже материализм! Ведь Дао это, по сути, первое природное явление, породившее всё вокруг, вполне схоже с теорией «Большого Взрыва». А даосские бессмертные, боги — такие же жители нашего мира, просто обладающие другими силами и возможностями, просто их обычная наука еще не научилась «распознавать».
Чжан 4 очень важно понять, осознать масштаб того, что такое Дао, что оно есть всюду, но при этом неизмеримо больше, чем все, что мы видим и что мы можем представить. Нужно понять, что Дао — больше любого сознания, вашего, моего, сознания любого бога и всех богов вместе взятых, вот к чему мы хотим прикоснуться, обрести частичку чего так стремятся мудрые люди!