Чжан 7 небольшой, но рассказывает очень о многом. Вообще, Дао Дэ Цзин — уникальная книга. Она небольшая, но в ее можно читать много раз и каждый раз видеть в ней смыслы, которых не увидел ранее. Поэтому, я вам призываю — читайте Дао Дэ Цзин, именно он — главный текст, а не комментарии, чьи бы они ни были! Я пишу комментарии лишь для того, чтобы подтолкнуть тех, у кого не выходит самостоятельно найти зацепки в понимании текста.
И Небо и Земля – многое делают
Но выгоды себе не ищут
От чего они – вечны
Так и Мудрый – не превозносит себя
От чего оказывается впереди
Пренебрегая собой – бережет себя
Личных целей не преследует
От чего неизменно их достигает
Небо и Земля, это, разумеется, не небосвод и почва под ногами, хотя и они тоже, но и гораздо больше этого, природа во всем ее величии и красе и Дао, частью которого все это является. Сходу мы сталкиваемся с «многослойностью» того, о чем пишет Лао Цзы Мы уже видели такую упаковку разных смыслов ранее и увидим еще не раз в будущем.
Итак, Небо и Земля, всё вокруг, многое делают, не ища выгоды для себя. Это относится как в самому Дао, в котором образовалось все, что мы видим вокруг, так и даже просто к небу над нами, в которого идет тепло солнца и влага дождей, к земле под ногами, на которую мы опираемся, которая предоставляет нам среду для роста растений, для жизни животных. Природа, при этом, не ищет выгоды для себя, все это происходит не для того, чтобы дать ей что-то, но потому, что таковы законы мироздания. А то, что не противоречит этим законам — вечно.
Далее опять очень многослойное рассуждение. С одной стороны это руководство о том, как стоит жить, чтобы уподобится природе и тем самым, живя в согласии с Дао, обрести ту гармонию с миром, когда «все происходит будто само собой». С другой стороны, это так же и указание, как можно пестовать в себе бессмертие. По сути это путь жизни в гармонии с миром.
Не надо превозносить себя, просто живите, деля свои дела и окажетесь впереди всех, люди сами выдвинут вас, а ваши суетливые конкуренты своей суетой сами себя унизят и исчезнут. Не надо слишком печься о своём теле и его желаниях, и это сбережет его дольше. Не надо преследовать личные цели и вы их непременно достигните.
Так жил и сам Лао Цзы. Он был всего лишь хранителем архивов в царстве Лу, не старался выдвинуться, стать премьер министром допустим (чего вполне можно было достичь в те годы в Китае, обладая гибким умом). Но он оказался впереди всех, с кем он жил, его книгу читают спустя 2500 лет миллионы людей! Лао Цзы всю жизнь выглядел, как старик и прожил около 200 лет, нельзя сказать, что он сильно заботился о теле, и вряд ли допустим, старался есть только на пирах… Своих целей он не преследовал — у него не было ни школы ни учеников. И, тем не менее — вот он я, пишу эти строки о его труде и вот вы — читаете эти строки. Это ли не достижение его цели!?
Западному человеку очень трудно понять, а как это — жить, не преследуя свои цели. Иногда настолько трудно, что именно на этом «ломаются» те, кто хочет следовать Дао. У меня как-то раз спросили «Вот я поставил целью себе брести Дао, что я должен делать, чтобы ее достичь и, как сказано в Дао Дэ Цзин, быть неподверженным опасностям». Тут в самой постановке кроется то, что никогда не даст вам желаемого. Поставьте себе цель обрести Дао, стремитесь к этому всеми силами и вы будете максимально далеки от обретения Дао!
Научитесь жить в гармонии с миром, улавливать потоки вокруг вас и давать им вас увлечь. Не противьтесь, не преодолевайте, лишь выбирайте те потоки, что приближают вас к желаемому, но не тратьте свои силы, на борьбу с миром и вот тогда вы приблизитесь к обретению Дао.