Чжан 9 посвящен одному из наиболее важных понятий в жизни людей — достаточности. Во многих религиях провозглашается культ аскезы, культ нищеты. Даосизм — не такая религия. В Даосизме во главу угла ставиться естественность, а аскеза абсолютно не естественная, не свойственная природе. Однако, роскошь так же абсолютно не естественна и не свойственна природе. Но если стремление к аскезе в целом человеку не свойственно, и, чтобы ее избежать, достаточно только не призывать к ней, то вот стремление к роскоши человеку, увы, свойственна. И вот воздерживаться от чрезмерного накопления Дао Де Цзин как раз и призывает.
Не наполнить сосуд выше края – зачем стараться?
Излишне острый нож лишь быстрее сломается
Богатства несметные – лишь воров привлекут
Добившись богатства и славы, хвалиться –
Лишь звать беду на порог
Достигнув успеха – отступи, удались
Таков он – Путь Неба.
Однако, речь тут идет далеко не только о роскоши. Это лишь самый верхний смысл этого чжана, который прямо выражен в первых 5ти строках. Но дело далеко не только в богатстве!
Всё, что угодно можно довести до абсурда в нашей жизни. Примеров этому огромное количество! Чистота в доме — это хорошо, но протирка всех поверхностей по 5 раз в день — абсурд, говорящий о психическом расстройстве «чистюли». Спасти котенка, забрав его с улицы — отличный поступок, но доведите это до абсурда, возьмите 50 котят с улицы и превратите и свою и их и жизнь соседей в ад. Власть в государстве должна быть сильной, но доведя силу до абсурда, чрезмерно закрутив гайки, можно добиться лишь восстания и разрушения государства. Во всем надо знать меру. Абсолютно во всём! Помните об этом что бы вы ни делали!
Последние 2 строки Чжана говорят как раз об этом. Достигнув любого успеха — отступи, подумай, надо ли «давить» дальше, не достаточно ли того, что ты уде сделал? Оцени последствия — что будет, если ты продолжишь? Может «нож» уже «достаточно острый» и дальнейшая «зачточка» просто заставит его сломаться?
Помните об этом всегда! Очень важно осознавать свое продвижение абсолютно во всем, а не «делать, делать и делать» ради самого процесса!