Приветствую вас, мои читатели. Мне тут задали такой вопрос — можно ли назвать Дао всевышним богом творцом? Я ответил человеку в рамках комментариев, но решил так же написать об этом отдельную статью.
У людей, воспитанных авраамическими религиями, из которых были вымараны все упоминания о множестве божественных сущностей, есть какая-то, на мой взгляд, странная потребность в поиске чего-то всезнающего, всемогущего, всевышнего и вообще всепревосходного и, разумеется, единственного.
Изображение из открытых источников
Это, происходит из достаточно агрессивной политики любой монотеистической религии, веками вбивающей в головы людей мысль о единственности той силы, которой поклоняется эта религия. Очевидная же дуальность нашего мира обычно очень неуклюже объясняется странными доводами о божественных допущениях, которые мол понять можно будет только во время страшного суда. Лично меня рассуждения такого типа никогда не устраивали, и, в конечном счете я пришел к Даосизму.
Изображение из открытых источников
Даосизм это политеистическая религия, причем даже «выше» всех богов ставится Дао — исток, первоначало всего во вселенной, включая все живое на всех планах сущего. То есть, все боги так же появились в Дао. Причем произошло это позже, чем появились два первоэлемента — Инь и Янь.
О первых богах я уже рассказывал тут, так что не буду повторяться.
Сейчас сосредоточимся на Дао. В Дао Дэ Цзине говорится, что Дао возникло в изначальном небытии само по себе. Его никто не создал, проще говоря, возникновение Дао это было первое во вселенной природное явление. Со временем «Одно породило Два» и в Дао появились Инь и Янь — противоположные друг другу энергии, взаимодействие которых и повлекло образование всей нашей вселенной.
Данная концепция больше напоминает описание большого взрыва, чем религиозное описание сотворения мира. Да и мира то как такового во времена возникновения Инь и Янь не было еще и в помине.
Картинка из открытых источников
Инь и Янь — это не что-то, созданное Дао, это части Дао, которое породило их внутри себя. То что родилось из взаимодействия Инь и Янь, а это вообще всё, что вы видите вокруг, причем не только оглядываясь вокруг, но и смотря в телескоп или в микроскоп — это все Дао, это состоит из Дао и находится внутри Дао. То есть Дао это всё, из чего состоит вселенная и сама вселенная. Представили? Теперь представьте другие планы бытия, множество миров в смысле планет и множество миров в смысле измерений, включая «тонкий план» и его обитателей — божеств, демонов и так далее и вот это все тоже есть Дао.
Без Дао не было бы ничего, но Дао это не божество. К Дао бесполезно обращаться, Дао не изображают, Дао не доброе и не злое, не может ли благоволить ни злиться. Но Дао задаёт направление. Не для нас, нет, оно задает направление для всего. Как увидеть это направление? Очень просто и, в то же время, сложно. Надо смотреть вокруг, на то, как устроена природа. Природа появилась в Дао и следует его законам.
Храм Неба в Пекине. Главый императорских Даосский храм. Посвящен не кому-то из многочисленных богов Даосизма, а Небу, причем одновременно и в физическом понимании и в сакральном понимании.
Человек, обладая волей, может сам выбирать, что делать, и он в состоянии не следовать дао. Но в Дао Дэ Цзине сказано — «Что противоречит Дао, долго не проживет». Однако, это не оттого, что Дао разозлиться и отомстит, а просто потому, что противоестественные вещи ведут к быстрой смерти, так устроена природа.
В Дао Дэ Цзине многократно подчеркивается тот факт, что Дао — предшествовало богам и богом не является, и, в Чжане 4 даже подчеркивается, что оно непостижимо даже для самих богов!
Для тех, кто волнуется о том, что как же бедные Даосы живут без бога творца, я все же скажу еще раз — бог творец там есть, он — один из «Трех Чистых» — высших богов Даосизма. Эти три бога так же родились непосредственно из Дао.
Я надеюсь, я смог более или менее объяснить вам, что такое Дао, в чем смысл того, что Даосы старят не только выше всех людей но и выше всех богов, включая творца непосредственно физического мира.