Чжан 11 посвящен одной, достаточно простой истине — пользу приносит не только то, что объективно существует, но и то, что не существует, то есть пустота. Вообще, как вы, вероятно уже поняли, Дао Дэ Цзин часто акцентирует внимание людей на том, что противоположности в нашем мире не могут существовать друг без друга. В этом чжане рассматривается, наверное самый простой случай единства противоположностей — физическое присутствие чего бы то ни были и физическая пустота.
Тридцать спиц в колесе повозки – зачем они?
Лишь удержать пустоту внутри
Она делает колесо полезным
Глина для создания сосуда – зачем она?
Лишь удержать пустоту внутри
От того сосуд приносит пользу
Окна и двери – зачем прорубают их?
Чтобы использовать пустоту, что внутри
Она делает дом пригодным для жилья
Так, выгода от обладания того, что есть
Зависит от пользы того, чего нет
Нам приводятся три примера — пустота внутри колеса, пустота внутри кувшина и пустота внутри дома. Не будь этих пустот, польза от обладания этими предметами была бы гораздо меньше, а то и вовсе исчезала бы. Это достаточно простая истина, думаю, даже не нуждающаяся в каком то особом обосновании…
Зачем же о такой простой вещи говорится в Дао Де Цзине? Лао Цзы дает нам простую точку для начала построения рассуждений или же для основы для медитации. Для многих людей сложно осознать абстракции типа Хаоса или Порядка, Бытия или Небытия, но вот в 11 Чжане нам дают очень понятную точку отсчета, которая будет понятна любому. А дальше, от этой точки отсчета можно в своем сознании пойти дальше и дальше, и осознать, что в нашем мире все противоположности идут рука об руку.