Чжан 15 посвящен древним мастерам Дао. Сам Дао Дэ Цзин был написан 2500 лет назад, и тогда Лао Цзы описывал древних мастеров. То есть, для нас, эти мастера даже не древние, а можно сказать, до-древние… Уже 2500 лет назад мудрецы частенько ставили в пример древних, по отношению к их времени, мастеров. Уже тогда они считали, что многое было утеряно. Мы еще дальше от времен, которые Лао Цзы называл древними, но и мы можем заглянуть в те далекие времена, главное, чтобы у нас с вами было желание это сделать. Итак:
В древности мастера Пути
Заглянуть могли в незримое
Слышали голос безмолвного
И познать могли пустоту
Но как понять их? Можно лишь описать
Нерешительны, словно идут по тонкому льду
Осторожны, словно опасаются соседей
Аккуратны, словно гости в доме
Неуловимы, как тающий лед
Естественны, как простая древесина
Открыты, как простор полей
Неясны, словно мутная вода
Кто способен, пребывая в покое
Мутное сделать ясным?
Кто способен, пребывая в безмятежности
Все же двигаться, и жизнь дарить?
Следуя Пути, они не желали многого
Не желая многого, они лишь брали, что есть
И не было нужды им новое создавать
Посмотрим на первые 4 строки. Что они означают? Что значит «заглянуть в незримое, услышать безмолвное и познать пустоту»? Вспомним, какими свойствами обладает Дао… Дао пустотное, незримое, неслышимое. То есть древние мастера могли познать Дао. Лао Цзы считал, что древним людям, имевшим очень простой быт, было легче познать Дао, чем его современникам. Мы вполне можем додумать, что нам это сделать еще сложнее, ведь наш быт еще гораздо сложнее.
Для нас сложна даже понять тех древних мастеров Дао. Но можно их описать… Зачем нам описания их качеств? Чтобы мы могли сравнивать нас самих с ними и стремиться поступать так же, как поступали они, что позволит нам приблизиться к пониманию Дао.
Нерешительны, словно идут по тонкому льду. Это значит, что в жизненном пути стоит избегать необдуманных решений, каждый свой шаг нужно делать осознанно, чтобы избежать неожиданных последствий. Конечно, этому противоречит и спешка и суета, ни то ни другое не приносит никакой пользы.
Осторожны, словно опасаются соседей. В этой строке говорится не только об обдуманности, но и об осведомленности о последствиях своих поступков. По сути, древние мастера Дао понимали, как работает то, что Буддисты назвали Кармой. Это и значит, словно опасаться соседей — понимать, какие последствия повлекут за собой те или иные действия.
Аккуратны словно гости в доме. Гость никогда не будет распоряжаться тем, сто видит ведь ему ничего не принадлежит вокруг. Так и познавшие Дао понимают, что они ничем не распоряжаются, они лишь гости в мире Дао и им следует проявлять аккуратность и почтение. Об этом очень важно помнить, особенно нам, обитателям мира, который мы практически разрушили, забыв, что тут мы только гости.
Неуловимы, как тающий лед. Быть неуловимым значит едва затрагивать окружающий мир, не оставлять своих следов, не пытаться навязать свои идеалы, быть максимально естественным.
Естественны, как простая древесина. Простая древесина — очень приятных материал. Попробуйте как-нибудь подержать в руках, скажем, свежий спил дерева. В нем нет ничего — просто деревяшка, но она удивительно приятная на ощупь, ее не хочется выпускать из рук. В то же время, эта простая деревяшка может стать чем угодно — тарелкой, ложкой, фигуркой… В этом свойства простой древесины, которым, по мнению Лао Цзы стоит подражать в своей жизни. Быть приятным для других и легко применять нужную в данный момент «форму»…
Открыты, как простор полей. Свой сердце нужно открыть, воспринимать всё вокруг, не позволяя внешним событиям и другим людям закрывать вам глаза на что-либо. Ваша душа должна быть открыта, словно простор полей, бескрайняя и наполненная ветром.
Неясны, словно мутная вода. Да, для простых людей мастера пути неясны, как мутная вода. Простые люди не могут их понять, но это ни в коме случае не должно становится поводом для того, чтобы мастер относился к простым людям плохо. Помните — мутная вода обычно под ногами, а не высоко, она ниже людей и не возвышает себя.
Далее в этом чжане описывается, что может делать истинный мастер Дао. Пребывая в покое, он, тем не менее, может мутное делать мутное ясным. Люди с подобными способностями существуют и в современности. Например, в Китае есть буддийский монастырь, под названием У Вэй Сы (Обитель Недеяния). Этот монастырь открыт для всех желающих из всех стран. Я неоднократно слышал рассказы о том, что люди приходят к настоятелю У ВэЙ Сы со своими проблемами. Он садится под дерево, приглашает человека сесть рядом и рассказать ему, в чем его проблема. Человек рассказывает, на своём языке, которого настоятель не понимает, свою проблему. Настоятель просто сидид рядом и слушает, после чего предлагает закрыть глаза и немного помедитировать с ним. После этого к людям приходит ответ на их вопрос, они понимают, как разобраться с беспокоящей их ситуацией — мутное становится явным.
Мастера Дао, пребывая в безмятежности, все же находятся в движении и дарят жизнь. В этом они подобны самому Дао, который породил все живое, находясь, при этом в вечном движении. Как же это проявляется в жизни? Учителя Дао учили просто позволяя ученикам находиться рядом с собой, при этом они находились в безмятежности и дарили ученикам новую жизнь — путь к познанию Дао!
Последние три троки словно подводят итог. Мастера Дао, следовали Дао, были естественны, и не желали себе многого, не стремились к излишествам. А не желая многого, оставаясь естественными, предпочитали брать то, что могут взять, нежели создавать нечто. Это учит нас не кидаться сломя голову что-то делать с нуля, а в начале оглянуться вокруг, посмотреть, что мы можем взять из того, что уже существует вокруг.