Чжан 17, к сожалению, один из самых цитируемых в России. Почему к сожалению? Потому, что в нем говорится о правителях стран, о том, какие правители могут считаться хорошими, а какие нет. Нетрудно догадаться, что раз этот чжан часто цитируют, то правитель России далек от хорошего правителя.
О лучшем государе народ лишь знает, что он – есть
Хуже него тот, кто народом любим и почитаем
Еще хуже тот, кого люди бояться
Но хуже всех тот, кто смех вызывает
Потому кому народ не верит – доверия не достоин
А кто мыслит много, слова не разбрасывая
Тот свершает дела и обретает заслуги
И про него говорят – естественен, как природа
Итак, лучший правитель это тот, о котором народ страны практически ничего не знает. Знает только, что он есть. Что это значит? Это значит, что при таком правителе все идет своим чередом, жизнь спокойна и естественна, у людей есть то, что им нужно, ничто им не мешает жить нормальной жизнью. Если все хорошо, то люди не задумываются о том, почему так. Если людям нет смысла задумываться о власти, о государе, то это и есть показатель того, что это государь — хорош. Действия такого государя будут малы и незаметны, они лишь будут не давать стране сойти с верного пути процветания.
Хуже него тот, кто любим и почитаем народом. Разумеется, тут говорится об искренней любви и искреннем почитании а не о внешних проявлениях, которые часто, увы, бывают следствием, как бы мы сейчас сказали, использования административного резерва. Почему любимый государь хуже того, о ком не задумываются? Потому что любовь вызывают определенные действия этого государя. Причем действия очень заметные. А если государь по своей воле или по нужде совершает крупные заметные действия, то значит его правление уже проходит не в гармонии с Дао. Часто любимыми правителями становятся те, кто победил в войне. Но разве война сама по себе лучше, чем если бы ее не было? Конечно же нет! Кроме того, война заставляет правителя часто идти на ужасные вещи, даже в отношении собственного народа. Примером такого почитаемого правителя может стать И.В. Сталин — фигура крайне неоднозначная. И хоть он и пользовался искренней любовью народа, но назвать его лучшим правителем язык мало у кого из думающих людей повернется…
Еще хуже правитель, которого боятся. Тут, я думаю, все и так ясно. Если правителя боится собственный народ, люди покидают страну, опасаются за свою жизнь — такого правителя уж точно не назвать хоть сколько-нибудь хорошим, но увы, есть правители и еще хуже.
Хуже всех — правители, вызывающие смех. Это совсем беспомощные люди, дорвавшиеся до власти и в принципе не понимающие, что делать дальше. Правление таких людей часто заканчивается распадом страны.
Главное, чем должен обладать правитель страны — доверием своего народа. Если народ не доверяет правителю, потому что тот многократно обманывал собственных людей раз за разом, то такой человек ни в чем не достоен доверия. Любые слова такого человека стоит воспринимать, как ложь, ведь обманывая целый народ раз за разом он просто разучится говорить правду и будет говорить очень много, долго и сплошную ложь.
Тот же, кто много мыслит, не бросаясь постоянно словами, будет не говорить а делать. Делать то, что необходимо, избегая пустых дел, и, тем более, дел, ведущих к трагедиям. И своими делами такой человек будет обретать заслуги, а не пытаться окружить себя дымовой завесой из пустых многочисленных слов.
Про такого человека будут говорить — «естественен, как природа». Власть такого человека не будет вызывать отторжения, а наоборот, будет восприниматься, как абсолютно естественное явление, не вызывающее противоречий в мыслях людей.
Еще раз обращу ваше внимание, что хоть этот Чжан напрямую говорит о правителях стран, но мудрость, содержащаяся в нем, может быть и должна быть отмасштабирована на другим системы, так как во всех системах действуют одни и те же законы. Все это вы можете применить и в отношении к собственной семье и, даже в отношении существующих религий. Именно универсальность высказанных в Дао Де Цзине мыслей, их фантастическая масштабируемость, позволяющая, руководствуясь ими, достигать успехов на всех уровнях бытия и делает эту книгу поистине великой.