Чжан 21 это очередная ода Дао.
Образы великой Благодати
Рождаются в Пути
Но сам Пусть – не увидеть
Столь туманен, столь неясен!
Он туманен и неясен
Но образы роятся в нем
Он неясен и туманен
Но все сущее – внутри него
Так глубок, так абсолютен
Но можно суть ощутить
Ту суть – нельзя упустить
Ибо в ней скрыта истина
И с древности до наших дней
Суть его – поможет нам
Увидеть вещей начало
Как я увижу начало вещей?
Зная ее
Однако, этот чжан не только выражает восторг Лао Цзы тем, насколько велик Дао, но и рассказывает нам, для чего познавать Дао, зачем тратить свои усилия на познание того, что это такое, как жить в согласии с ним.
Нам говорится, что в Дао рождаются образы великой Благодати. То есть с первых строк нам рассказывается, что познавая Дао мы будем познавать Благодать, ту самую, великую, истинную. Однако, само Дао нельзя увидеть, нельзя его познать просто изучив его. Его не увидеть, и он является туманным и неясным.
Весь Дао Де Цзин — это книга, которая дает нам в руки ключи к познанию Дао. И тут опять нам говорят — Дао нельзя увидеть, нельзя описать, нельзя рассказать о нем, знание о нем нельзя напрямую передать, как учат, допустим, математике, или как рассказывают о божествах, Дао — выше всего, он абсолютен, полон образов всего существующего во вселенной.
Однако, не смотря на всю невозможность прямого познания, нам, людям, дана возможность ощутить суть Дао. Очень важно, что применено слово «ощутить», а не «изучить». В очередной раз я скажу, что Дао Дэ Цзин это лишь настроечный ключ, настраивающий нас, людей, наше сознание и наши души на то, чтобы бы могли ощутить суть Дао. При этом, у каждого человека это ощущение появляется как-то по-своему.
И далее нам говорится, что суть эту нельзя упустить. Тут я расскажу о своих переживаниях. Я очень ярко ощутил именно это, попав первый раз в Храм Белых Облаков в Пекине. Я, не зная абсолютно ничего о Даосизме, ощутил удивительное чувство, что я, наконец ДОМА. И что есть вокруг что-то, самое важное, суть чего никак нельзя упустить, раз уж мне посчастливилось это ощутить! Именно это ощущение и дало толчок к тому, что я стал изучать Даосизм и Дао Де Цзин в частности. Именно это дало толчок к тому, что, в нынешнем моменте меня привело к написанию этого текста.
Я понимаю, наверное, учение о Дао — не для всех, но я призываю вас, если, читая эти строки, вы ощутили нечто, какую-от тайну, которая вам показалась очень важной — не отмахивайтесь от этого ощущения! Продолжайте изучать Дао, со мной или с кем-то еще, возможно самостоятельно, но не забывайте — вы прикоснулись к самому важному, не отмахивайтесь от этого!
В конце чжана нам говорится, что Суть Дао, ее понимание, позволяет нам увидеть начало всех вещей. И второй раз Лао Цзы спрашивает — «как я вижу начало вещей?» и отвечает «зная ее (суть)». Приблизившись к пониманию Сути Дао вы заметите, что ваше сознание, восприятие вещей и событий и правда изменится. Вы словно бы будете смотреть на все сверху, видя «общий план», это удивительное ощущение, хотя я должен вам предупредить, что то, что для вас станет очевидным, для других таковым не будет казаться. И вам важно будет не возгордится тем, что вы стали видеть гораздо яснее происходящее и, тем более, не считать себя выше других. Ну, об этом есть в Дао Де Цзине отдельный чжан и мы еще об этом поговорим.