Чжан 25 это прямая попытка объяснить, что такое Дао, какое оно, каковы его свойства, а так же какие отношения с Дао у мира и у людей.
Есть нечто, Хаосом рожденное, раньше Неба и Земли
Безмолвное, пустотное, постоянное!
В покое своем – постоянно меняется
Без конца кружа – не устает
Весь мир возник в нем когда-то
Я не знаю, есть ли у него имя
Лишь называю его – Путь
Заставите описать его, скажу – Великое
Великое – постоянно в движении
Постоянно двигаясь – никогда не кончается
Не зная конца – возвращается
Воистину он – Великое
Небо – Великое
Земля – Великое
Человек – Великое
Это – четыре «Великих» мира
И человек – один из них
Люди следуют законам Земли
Земля следует законам Неба
Небо следует законам Пути
А Путь – естественен
Итак, Дао — самопроизвольно зародилось в Хаосе. Под Хаосом в Даосизме понимают преддревнее состояние мира, до того, как появилось самое первое нечто — Дао. Важно, что Хаос никогда не рассматривается в Даосизме, как нечто враждебное.
Само Дао — пустотное, постоянное… Оно покоится, одновременно постоянно меняясь, бесконечно кружась — не устает, выражаясь современным языком -двигаясь, не тратит энергии и потому может никогда не останавливаться. Еще в самом начале в Дао Дэ Цзине говорится о том, что объяснить что такое Дао невозможно. Но это — одна из попыток настроить нас, людей, на то, чтобы могли приблизиться к пониманию Дао. Попробуйте медитировать, представляя нечто, обладающее описанными свойствами, и, возможно, вы сможете стать к нему ближе.
В Дао возникла вся вселенная когда-то, в незапамятные времена. Важно отметить, что хоть в Даосизме почитают бессмертных творца и хранителя равновесия вселенной — Юаньши Тьенцзуна и Лингбао Тьенцзуна, но третий из Чистой Троицы — Даодэ Тьенцзун, в своем трактате Дао Дэ Цзин говорит именно о том, что «мир возник» в Дао, а не о том, что его кто-от «Сотворил». Дело в том, что Бессмертные являются, прежде всего, частью Дао, они не выше и не важнее его, они, так же, как и мы, часть Дао и даже высшие боги не сотворили Дао, а возникли в нем, и уж потом принялись жить в нем и творить.
Далее, говориться, что Лао Цзы, он же Даодэ Тьенцзун, произвольно назвал его Дао (Путь). Важно, что это слово было выбрано произвольно. Это значит, что не надо зацикливаться на самом слове, ведь оно могло бы быть и совсем другим. К примеру, у славян был Род, описание и функции которого были очень близки к Дао. А у Буддистов есть так называемый «источник Дхармы» — полностью совпадающий с Дао по своей сути. Дао родился тогда, когда не было никаких слов, слова не властны над ним и его можно назвать как угодно.
Дальше повторяется, что если нужно описать Дао, то ему свойственны уже знакомые нам вещи — оно постоянно в движении, постоянно кружится, возвращаясь в начало, никогда не устает. И эти свойства позволяют назвать его Великим.
А далее говорится о том, что есть четыре «Великих» — Дао, Небо, Земля и Человек. Небо в данном случае, как раз олицетворяет сонм бессмертных, включая высших бессмертных — чистую троицу. Земля же в данном случае олицетворяет «посленебесных» бессмертных — людей, получивших бессмертие, как результат своей жизни.
Человек же — пусть самый младший из Великих, но все же — он Велик, потому что именно у людей есть возможность стать бессмертным.
В конце Чжана подчеркивается своего рода иерархия — Человек должен следовать за Землей, Земля — следовать за Небом, Небо же следует Дао. Иначе говоря, Людям покровительствуют посленебесные бессмертные, им покровительствуют прежденебесные бессмертные, а они, даже они следуют Дао. Дао же — естественно. То есть, иначе говоря, все бессмертные — не сверхъестественные существа, а такие же обитатели мира Дао, как и люди, просто находящиеся ближе к Дао, чем мы, они так же естественны, как и мы а мы — так же естественны, как и любая часть природы. Помните об этом, и никогда не считайте себя выше природы, выше Дао!