Чжан 26 — довольно интересный, так как его часто переводят по разному. Я исходил из того, что он весь должен описывать одну идею. И идея это — баланс. Вред любой крайности и польза сбалансированного подхода к жизни.
Тяжелое легкость рождает
Спокойствие же – торопиться позволит
Потому то Мудрый, шагая дни и ночи налегке
Повозки с грузом не покинет
И не привлекут его ни дворцы, ни чертоги
Как вольная птица, лишь место для ночлега ищет
Так как же можно владельцу тысяч колесниц
Пренебречь миром или презреть себя самого?
Пренебрежение – выбьет землю из под ног
Презрение – лишит жизни
Первые две строки говорят нам о единстве противоположностей, задают тон всему чжану. Нам говорится, что тяжелое рождает легкость, а спокойствие позволяет торопиться. Как понять это? Тяжелое, что рождает легкость это и Инь, тяжелое, темное, упорядоченное, которое, достигая своего предела, переходит в Ян — легкое, светлое, хаотичное, и более житейские вещи — тяжелый многотонный самолет позволяет нам обрести легкость и перелететь на другую сторону земного шара и философия — тяжелое учение позволяет потом с легкостью решать профессиональные задачи. Тем и велик Дао Дэ Цзин, что его истины не оторваны от жизни, вокруг нас все подтверждает их!
Ну а спокойствие действительно позволяет торопиться. Лучших результатов вы достигните, если до того, как начнете действовать, торопиться, спокойно и не спеша обдумаете план — результат будет гораздо выше, чем если сразу броситься суетиться, придумывая ходы на лету.
И далее нам говоря о том, как придерживаться в жизни баланса. Если противоположности так близки, то не надо одну из них отвергать, приближаясь к другой, вместо это надо стараться сочетать их, брать лучшее с обеих сторон!
И вот мудрец, хоть и шагает налегке, без вещей, не отдаляется от своей поклажи, что едет на повозке. Это простой пример баланса. Путешествовать налегке или взять с собой достаточно много вещей для нормальной жизни? И то и то!
Мудреца не привлекают ни дворцы, ни чертоги, но он не спит на улице, он ищет место для ночлега, опять сочетая оба подхода. Мудрый человек всегда сторониться крайностей, старается выбрать срединный путь.
Далее Лао Цзы дает совет «владельцу тысячи колесниц», то есть правителю. Он вопрошает — может ли правитель пренебречь нуждами своей земли, которой он правит или может ли он впасть в другую крайность — презреть себя самого, целиком растворившись в делах?
Ответа Лао Цзы нам не дает, лишь говорит, что первое — выбьет землю из под ног, то есть лишит власти, а второе — лишит жизни. Правитель в особенности не должен поддаваться крайностям, должен старательно выбирать срединный путь.
А теперь вспомним, что весь ДДЦ — очень и очень многослоен. И «правитель» это не только правитель страны, но каждый из нас. Сделайте выводы, и старайтесь во всем быть мудрыми, избегая любых крайностей!