Чжан 27 — одновременно простой и сложный.
Кто ходить умеет – следов не оставит
Кто говорить умеет – ошибок не допустит
Кто считать умеет – счетами не воспользуется
Умеющему двери закрывать – замки не нужны
Без них так закроет дверь, что вовек не открыть
Умеющему узлы вязать – веревки не нужны
Без них такие узы свяжет, что вовек не развязать
Потому Мудрый людей спасает постоянно
И никто ему не чужд
Искусным постоянством все вокруг спасает
И ничто ему не чуждо
Так проявляется настоящая просветленность
Потому искусные и учат не искусных
И не искусные – как глина в их руках
Кто учителей своих не ценит
Кто учеников своих не любит
Пусть образован, но в заблуждении пребывает
Такова сокровенная тайна
С одной стороны, он состоит из двух частей с, в целом, понятным посылом. В первой части многократно приводятся примеры людей, про которых Чжун Зцы говорил, что они нашли Дао. Как признак этого служит некое мастерство, доведенное до совершенства. Причем совершенство это лежит выше обычного понимания, оно лежит в области, когда Мастеру даже не нужно то, что обязательно нужно другим людям для аналогичных действий. Давайте посмотрим на один пример — Тот, кот умеет закрывать двери, без замка так закроет дверь, что ее вовек не открыть. Конечно, как всегда, ДДЦ имеет слоистую структуру. Речь не только о закрывании дверей в физическом понимании, но о закрывании дверей в метафизическом смысле — в смысле отгораживания чего-то одного от чего-то другого. И тот факт, что Мастеру для этого не нужны замки, говорит о том, что он в любом случае придумает, как выстроить такую преграду, в лбом смысле, что ее будет очень сложно преодолеть (открыть дверь).
Вторая часть говорит нам как действует Мудрый, то есть обретший Дао человек. Он спасает людей постоянно, но, применяя логику из первой части, для этого ему не нужны «обычные средства», он спасает людей своим мастерством, своими словами, свои учением и своим постоянством. И ничто и никто ему не чужд, он не отгораживается ни от чего и ни от кого.
А дальше идет, казалось бы, простая часть о том, что искусные люди учат неискусных, словно лепя из глины. Но тут не говорится — тот самый вышеупомянутый Мудрец — это искусный человек или нет? И далее идет две ключевые фразы — о том, что надо ценить своих учителей и любить учеников. Таким образом, тот самый Мудрец — то есть любой человек, познающий Дао, одновременно и искусен, по отношению к кому-то и не искусен по отношению к кому-то другому. Необходимо всегда помнить об этом и никогда не поддаваться иллюзии о том, что вам уже нечему учиться! Так как любой, кто так думает, даже если он и правда образован — пребывает в заблуждении. По жтому помните, когда речь идет о сравнении Мудреца и простого человека — вы одновременно являетесь обоими, просто в зависимости от точки зрения. Не стоит зазнаваться!