Что такое «недеяние»?
В Даосизме есть понятие «у-вей», которое, как правило, переводится на русский язык, как «недеяние». Однако, реально у этого китайского слова нет точного перевода на Русский. «Недеяние» – лишь корявая попытка, примененная в том числе и мной самим, обозначить как то то, что подразумевается под этим словом.
Свечи в Буддийском храме. Китайский Буддизм многое позаимствовал у Даосизма, в том числе и понятие У Вей. Есть даже монастырь, называемый У Вей Сы — Монастырь Недеяния.
Так что же такое «у-вей»? Сразу надо сказать, что это не значит «ничего не делать», как, увы, полагают многие, опираясь на перевод «недеяние». Я бы сказал, что имеется в виду отсутствие ненужных действий, таких, какие можно и не совершать. В русском языке есть очень точное слово, обозначающее такие действия в целом, и слово это – «суета». Если бы в нашем языке было бы слово антоним «суеты», то как раз «у-вей» переводилось бы им. Но увы, такого слова у нас нет, по этому и приходится взять придуманное слово «недеяние».
Центральный павильон Даосского храма в городе Чендэ
В 49 чжане Дао Дэ Цзина написано
Кто следует учению – обретает что-то, день за днем
Кто следует Пути – день за днем что-то теряет
Теряет и вновь теряет, достигая недеяния
А в недеянии – всё вершится само собой
Будь в недеянии, и всем Миром овладеешь
Действий же – никогда для Мира не хватит
Давайте перескажем его несколько иначе
Кто следует учению – обретает что-то, день за днем
Кто следует Пути – день за днем что-то теряет
Теряет и вновь теряет, избавляясь от суеты
А когда нет суеты – всё вершится само собой
Откинь суету и всем Миром овладеешь
Суеты же никогда для Мира не хватит
В этих строках выражена простая правда, очень легко применимая в реальной жизни. Я расскажу вам один простой пример.
Как то раз я поймал такси и меня до глубины души поразил водитель, которые это такси вел. Ехать надо было через пол города, в час пик, когда машины толкутся на улице как рыбы в косяке. Было это давно, еще до введения в Москве выделенных полос для автобусов и такси. Часто те, кто спешит, начинают суетиться — перестраиваться из ряда в ряд, рвать со светофора так, что кажется за ними гонятся все чудища ада, подсекают других, выезжают туда, куда выезжать нельзя, и так далее. Такие суетливые водители часто полагают себя мастерами экстремальной езды, ну, во всяком случае, до первой аварии. Человек, который меня вёз, вёл себя совсем иначе. Он не совершил ни одного резкого разгона или торможения, никого не подрезал и не скакал из ряда в ряд. Однако, он точно знал, где в каком месте и когда надо быть, мы всегда оказывались в том единственном ряду на дороге, который ехал, а не стоял, даже светофоры, казалось, нам подыгрывают и не преграждают нам путь! В результате я приехал на место назначения сильно раньше того, чего я ожидал судя по дорожной обстановке в городе. Вот это и был живой, виденный мною, пример «у-вей». Про такого водителя у нас скажут «водитель от Бога», только Бог то ту ни при чем, просто человек осознал то самое, чему нас учит Дао Дэ Цзин – «Откинь суету и всем Миром овладеешь».
Улицы ночного Чендэ. В Китае, кстати, водители ездят гораздо спокойнее и медленнее, чем у нас, без суеты.
Почему же я не перевел «у-вей» через слово суета, как я показал выше? Потому что это, всё же, не отражает до конца смысл этого термина. Так что же есть «у-вей», кроме отсутствия суеты? Это еще одна важная черта — покорность обстоятельствам. Почему возникает суета? Потому что люди не могут принять те или иные обстоятельства жизни, в которых они оказались и начинают суетиться, пытаясь их изменить. Но невозможно переделать все обстоятельства вокруг и изменить их так, чтобы конкретно Вас это устраивало. Невозможно это по той причине, что обстоятельств бесконечное количество, а силы человека конечны, и потому, что другие люди, в обществе которых мы существуем, переделывая обстоятельства под себя, разумеется, нет-нет да наступят на горло Вашей «песне», не специально, но Вам то от этого не легче!
Вот и получается, что на дорогах в час пик многие пытаются суетиться, переломить обстоятельства, а в итоге — куча аварий на дорогах, скажем Москвы. В день можно увидеть порядка десятка, если много ездить по городу. Совсем по другому всё устроено в обществе, где люди не суетятся, в пустую пытаясь переделать обстоятельства под себя, а принимают неодолимые обстоятельства как есть и смиряются с ними. Не суетясь, люди ничего не теряют, потому что суета всё равно не приводит ни к чему хорошему, и не сталкиваются друг с другом в конфликтах.
Улицы города Чендэ, Китай.
Вы спросите «Так что же, если ты заболел, сидеть и ждать, не лечиться?». Вовсе нет. Не надо суеты. Болезнь, как правило, не непреодолимое обстоятельство. Нормальное лечение — не есть суета. А вот зайти в пять аптек, в каждой купить «что-нибудь от болезни» и потом всё это выпить — вот это суета. Ощущаете разницу? Первое принесет пользу, второе — скорее вред. Увы, сейчас наши врачи стали даже толкать людей скорее к суете, чем к лечению, выписывая лекарства по принципу по средству против каждого симптома.
Современный мир вообще нас подталкивает к суете. Во всяком случае, современный западный мир. Но от этого не меняется суть — от суеты никому лучше не станет. Осознайте, как быть покорным неодолимым обстоятельствам, как избавится от ощущения необходимости суеты, и вы поймёте, что такое «у-вей», и увидите, каково это, когда всё начинает происходить словно само собой. Поверьте, это огромное удовольствие, когда вы находитесь в гармонии с миром, не пытаясь впустую переделать его под себя, а принимая его таким, какой он есть, с его плюсами и минусами. А главное, если вы найдёте это состояние, хотя бы частично, считайте, что вы нашли свой Путь, чего я, несомненно, желаю всем.