Чжан 34 говорит о величии. Об истинном величии, величии Дао, но и о величии, доступном людям.
Великий Путь – как вода, течет справа, и течет слева
Рождает мириады созданий, лишь мимо протекая
Свою работу выполняет, оставаясь незаметным
Всех растит и одевает, но властвовать – не стремиться
Не имеет желаний – можно назвать его Скромным
Все в него возвращается, но властью не обладает
Можно назвать его Великим
Не признает себя великим – так и достигает Величия
В чем же Величие Дао? Он «течет слева, течет справа», проще говоря — он повсюду. Абсолютно всё, что мы видим, все, что мы ощущаем, всё, что мы не видим в силу ограниченности восприятия человека — это все Дао, он везде, и мы сами — тоже Дао. Находясь везде, Дао рождает все, что только существует на свете, включая все миры, всех существ, причем как людей и животных, так и бессмертных! Воистину, Дао — нечто великое! Однако, обратите внимание — Дао именно рождает всё и всех, но не творит! Дао — единственное, что вечно, то есть, оно всегда было и всегда будет, то есть прямо сейчас Дао окружает нас всех, «течет справа, течет слева» и, конечно, оно не прекращает свою вечную работу. Мы не можем видеть ее саму, но мы в огромном количестве видим следы этой работы и называются эти следы эволюцией. В этом огромная разница «акта творения», и постоянно совершаемого «рождения» новых существ!
Дао постоянно выполняет работу, при этом оставаясь незаметным. Мы видим, результаты этой работы, но не видим ее саму. Дао всех растит и «одевает», но не властвует над всем. Стремление властвовать — это свойство, которое может быть присуще некоторым существам, но само Дао выше этого, Дао это естественный закон, а не власть. В этом огромная разница Даосизма и, допустим, Авраамических религий. Там бог это, прежде всего власть, осуществляющая управление, подчинение и наказание за неповиновение. Дао в даосизме — не властвует, не указывает, и не наказывает. Понять, обрести Дао и жить с ним в согласии — это вовсе не обязанность, это, желание, которое может возникнуть у некоторых людей. А у других — может и не возникнуть. Даосизм, как религия, не относится враждебно к другим религиям, или к атеистам, признавая свободу выбора за любым человеком. Следом за Дао, у которое нет желаний, Даосизм не желает переманивать людей в свою религию, как считают своим долгом Христианство или Ислам.
В Дао все вещи возвращаются, не важно, кем или чем они являются, короток или долог их век, все они вернутся в Дао. Я ни раз уже говорил, что концепция Дао в принципе выглядит, как научная, а не как религиозная. И тот факт, что все вернется в Дао, совсем всё — и мы с вами и все бессмертные и все миры — очень напоминает самую последнюю теорию «пульсирующей» вселенной, в которой говорится, что Большой Взрыв вовсе не был как таковым взрывом, а был прохождение вселенной через «игольное ушко», когда ее предыдущая версия схлопнулась до неимоверно маленького состояния и начался следующий цикл, в котором мы с вами и живем, но который тоже, в свое время, подойдет к концу и вселенная опять пройдет через «игольное ушко», и так многократно. Лишь Дао вечно и неизменно, все остальное — нет. Вот поэтому Дао и можно назвать Великим. При этом, считает ли Дао себя Великим, стремиться ли к Величию? Конечно нет, ведь у него нет желаний, а то, что кто-то считает себя Великим — происходит именно от желания быть почитаемым, выделиться, итд…
Так же и людям стоит не стремиться к величию, стоит просто делать своё дело, не заботясь о том, чтобы кто-то вас считал Великим.
Интересно получилось. Мы с вами разбираем религию, книгу, лежащую в основе религии Даосизма, а уже поговорили и об эволюции и о супер современной теории цикличной вселенной. Даосизму все это никак не противоречит, а скорее наоборот, лишь подтверждает его правоту. Ведь эволюция, цикличная вселенная — это все части нашего мира, части естества, бытия, а Дао лежит в основе всего этого, в основе этого мира, этой вселенной, и, конечно, не может противоречить его, а по сути, своим частям. Чем больше я изучаю Дао, там больше поражаюсь красотой этого учения, его универсальностью и непротиворечивостью.