38й чжан очень большой. Есть мнение, что современный текст Дао Де Цзина — это изначальный текст, местами сросшийся с самими ранними комментариями. Читая некоторые чжаны, в это легко веришь. Одни из таких чжанов — этот.
Я разобью для вас текст этого чжана на куски, чтобы проще его воспринимать. Они не самостоятельны, они выглядят именно как комментарии, расшифровка, так что не надо из пытаться воспринять отдельно, это один чжан, помните это.
Итак, начнем.
Высшая Благодать – благо не источает
Отчего и является Благодатью
Низшая благодать – всегда благостна
Отчего Благодати в ней нет
Тут Лао Цзы нам говорит о том, что есть две виды Благодати — высшая (Дэ), и низшая. Нам говорят, что высшая благодать не источает благо. Как это понять? Подумает о воде. Вода — это то, что приносит благо всей жизни, но, тем не менее, нельзя сказать, что он а источает благо, она просто существует. Она приносит благо всему живому не потому что она этого «хочет», это просто ее природа. Вот такова высшая благодать. К такой благодати стоит стремиться людям — не стараться, как говориться «причинять добро» людям, а быть подобным воде — просто жить так, чтобы другим приносить благо.
Низшая же благодать источает благо и потому благодати в ней на самом деле нет. Как это? Да очень просто, это те самые действия, совершив которые родители сообщают своему плачущему ребенку что-то типа «это для твоего же блага», это те самые действия властей, совершив которые они сообщают народу что-то типа «просим отнестись с пониманием». Таких действий стоит избегать. Старайтесь следить за тем, а естественно ли то благо, которое вы стараетесь дать окружающим, и если нет, подумайте 10 раз, а так ли необходимо такое действие. В подавляющем большинстве, если вы стали понимать Дао, вы будете отвечать себе «нет» и воздерживаться от таких действий.
Далее идет большой кусок объяснений, необходимый для понимания того, что идет после него.
Высшая Благодать – естественна
И нет в ней ни плана, ни напряжения сил
Низшая благодать – не естественна
Действуя «как должно», силы истощает
Высшая доброжелательность – не естественна
Но нет в ней напряжения
Высшая справедливость – не естественна
И действует «как должно», силы истощая
Высший же этикет и не естественен
И отклика не получая
Не брезгует силу применить к другим
Тут разные действия (понятия) классифицируются по естественности, по следованию плану и по истощению сил того, кто эти действия совершает.
Высшая благодать — это ориентир. Она естественна, в ней нет никакого плана, она благостна не для чего-то, не потому, что свершается для какого-то плана, а просто потому, что она существует. И, как следствие — она не тратит сил, она просто существует. Это то, что к чему надо стремиться по мере своих сил, тот идеал, с которым надо постоянно сверяться, даже если в полной мере вы этому не можете соотвествовать.
Низшая благодать — это анти ориентир. То, от чего надо держаться подальше. Она действует по плану, она проявляется ради достижения какой-то цели, что не естественно, и, как следствие, это истощает силы. Тот, что старается проявить низшую благодать не принесет ни другим добра и сам, в конечном счете выбьется из сил.
Далее идут другие социальные понятия, от наиболее близкого к высшей благодати, к наиболее далекому от нее.
Высшая доброжелательность — не естественна. Природе доброжелательность не свойственна, но, в то же время, доброжелательный человек добр ко всем не для какой-то цели, для него это естественно, и потому это не истощает его силы, это хоть и не высшая благодать, но состояние достаточно близкое к ней.
Высшая справедливость — и не естественна и применяется ради некоего плана, на что всегда тратится много сил. Справедливость уже достаточно далека от Благодати.
Но на самый низ ставится этикет. Этикет и не естественен, и служит некому плану, что истощает силы тех, кто его ревностно соблюдает да еще и к тем, кто не желает его соблюдать, он подталкивает применить силу, что хуже всего.
Имея эту классификацию, теперь легко понять следующие строки чжана:
От того, утратив Путь – обращаются к Благодати
Утратив Благодать – обращаются к доброжелательности
Утратив доброжелательность – обращаются к справедливости
Утратив справедливость – обращаются к этикету
Этикет же – лишь тонкая ширма
Отсутствие доверия и преданности скрывающая
Этикет – вот предвестник беспорядков
Обратите внимание, что Дао (Путь) ставится даже выше высшей благодати (Дэ). Здесь мы видим своеобразную «матрешку». Тому, что познал Дао, не нужно думать о Дэ, и, тем более, о других аспектах отношений с миром, все это придет само собой!
Но утратив Дао, люди обращаются к Высшей Благодати (Дэ), утратив ее, стараются удержаться на уровне доброжелательности, утратив которую цепляются за справедливость, и, наконец совсем опустившись в самый низ состояния совей души, утратив все высшие (естественные) качаства, люди следуют этикету. Лао Цзы очень плохо относился к этикету, считая его ширмой, скрывающей отсутствие доверия и преданности, а тем более справедливости, доброжелательности, Благодати и Дао. Если большая часть людей живут по этикету, а не по внутреннему компасу, это предвестник катастрофы.
И, наконец, заключительная часть этого огромного чжана:
Те, кто знает это – словно цветы Пути
Цветущие среди неведения
Потому мудрый человек
Принимает материальное, не стремясь стать нищим и бесплотным
Принимает реальность, не стремясь скрыться в мечтах
Так он принимают одно и отвергают другое
Тех, кто понимают вышеизложенное, Лао Цзы называет цветами Дао, цветущими среди неведения. Такой человек принимает материальность нашего мира, не отказывается от него, не стремиться стать нищим или бесплотным. Это очень интересный момент, так как о том, что не нужно стремится к роскоши в ДДЦ говориться очень часто, а вот тут говорится, что и к нищете так же не надо стремиться, а тем более неверным считается абсолютно варварская и неестественная практика умерщвления своей плоти, практикуемая достаточно многими религиями.
Мудрый человек принимает реальность, не стараясь укрыться в мечтах. Так он принимает одно и отвергает другое. Добавлю от себя. Мир полон чудес, самых настоящих, и Даосизм дает вам ключ к видению этих чудес. Познав Дао, вы поймете, насколько удивителен наш мир, в котором мы живем, и вам не будет нужды витать в мечтах, ведь в мире есть столько всего реального и в то же время чудесного, что вам хватит восхитительных чудес на всю вашу жизнь!