Юаньши Тяньцзун (元始天尊)
Имя Юаньши Тяньцзун (元始天尊) переводится как «Первоначальный Владыка, Небесный Предок » и он является одним из высших божеств даосского пантеона. Он считается первым и наиболее значимым из триады «Трех Чистых» (Саньцин, 三清), которые воплощают различные аспекты вселенной и духовного мира, его изображение занимает центральное место, на изображениях Троих Чистых.
«Три Чистых» — это центральные бессмертные даосской космологии. Считается, что они появились сами собой непосредственно из Дао. Юаньши Тяньцзун является воплощением первичного, неописуемого состояния бытия и источником всех вещей. Он символизирует первоначальную сущность вселенной и начало всего существующего. В даосской мифологии Юаньши Тяньцзун стоит на месте высшего из равных, вместе с Лингбао Тяньцзуном и ДаоДэ Тяньцзуном, олицетворяя высшее духовное начало.
Юаньши Тяньцзун представляет собой первопричину и источник всех вещей. Он — первое порождение Дао, появившееся еще до того, как в Дао образовались Инь и Ян, и задолго до того, как образовался наш мир. Юаньши стоял в самом начале существования вселенной и является ее творцом. Однако, он не является персонификацией Дао, он первое, что появилось из вечного и великого Дао. Он не подвержен влиянию времени и пространства, существуя в самом верхнем из обитаемых миров — в мире Неба Нефритовой Читоты. Юаньши Тяньцзун, будучи воплощением принципов Дао, является объектом глубокого почитания и уважения, однако, ему скорее возносят благодарности, а не конкретные просьбы и мольбы.
Юаньши Тяньцзун изображается как величественное божество с благородным и спокойным выражением лица. Его часто изображают с длинными волосами и бородой. Его одежда обычно выполнена в светлых и сияющих тонах, украшена драгоценными камнями и символами бессмертия. Юаньши Тяньцзун может держать в руках скипетр или другие священные атрибуты, указывающие на его власть и роль создателя и хранителя вселенной. Его образ часто окружен светом или облаками, подчеркивая его небесное происхождение.
Почитание Юаньши Тяньцзуна занимает центральное место в даосских ритуалах и практике. Он является объектом поклонения в некоторых даосских храмах, где верующие проводят ритуалы, чтобы выразить уважение и поблагодарить его за создание вселенной, в которой мы живем. Даосские монахи и последователи часто читают священные тексты и мантры, связанные с его именем, стремясь к духовному просветлению и гармонии, играют на Гуцинах (струнные инструменты) в залах со статуями Чистой Троицы.
Ритуалы, посвященные Юаньши Тяньцзуну, включают медитации, подношения и церемонии очищения. Они направлены на достижение внутреннего мира, понимание Дао и следование естественному порядку вещей. В даосизме считается, что через поклонение Юаньши Тяньцзуну верующие могут приблизиться к истинной природе вселенной и постичь высшие истины.
Юаньши Тяньцзун — это высшее божество в даосской религии, воплощающее первооснову и исток всего сущего. Но, хотя он является в буквальном смысле творцом нашего мира и самым могущественным существом в нем, у него очень мало общего с христианским Богом-творцом или мусульманским Аллахом. Во-первых, он далеко не единственный бессмертный, во-вторых, даже он не является всесильным, всеведущим, всемогущим, и так далее. Хранить вселенную, ему помогают другие боги, а управление миром людей и вовсе не входит в его «обязанности». Даосы всегда понимали, что ничто бесконечное, кроме Дао — не существует, и потому даже творец вселенной имеет предел своих сил и не отвечает вообще за всё, как полагают Христитане или Мусульмане про своих богов. Почитание Юаньши Тяньцзуна напоминает о важности духовного совершенствования, следования Дао и поиска гармонии с природой и окружающим миром.