Даодэ Тяньцзун (道德天尊), также известный как Тайшань Лаоцзюнь (太上老君) или Лао-цзюнь (老君), что переводится как «Небесный Владыка Дао и Дэ» или «Верховный Владыка», является важной фигурой в даосском пантеоне. Считается, что 2500 лет назад он воплотился в Лао-цзы, основателя даосизма и автора знаменитого трактата «Дао Дэ Цзин» (道德经). Даодэ Тяньцзун — бессмертный, олицетворяющий высшие моральные принципы и путь, который следуют даосы.
Даодэ Тяньцзун считается одним из высших божеств в даосской религиозной традиции. Он входит в триаду «Трех Чистых» (Саньцин, 三清), которые представляют три высшие сферы космоса и являются воплощениями различных аспектов вселенной. Вместе с Юаньши Тяньцзуном и Лингбао Тяньцзуном, Даодэ Тяньцзун символизирует высшие духовные истины и космические законы.
Даодэ Тяньцзун олицетворяет Дао (Путь) и Дэ (Добродетель). Эти два понятия являются ключевыми в даосской философии и учении. Дао — это основа и источник всего существующего, универсальный принцип, управляющий миром. Дэ — это воплощение этого принципа в действиях и моральных качествах, таких как доброта, справедливость и сострадание.
Даодэ Тяньцзун ассоциируется с мудростью, гармонией и высшей моралью. Его роль заключается в наставлении людей на путь Дао, чтобы они могли жить в соответствии с природными законами и достигать внутреннего мира. Он также считается защитником и наставником даосов, помогая им в их духовной практике и стремлении к бессмертию.
Божество Даодэ Тяньцзун символизирует идеал человека, который достиг единства с Дао и живет в гармонии с миром. Его учения подчеркивают важность простоты, скромности, самосовершенствования и соблюдения природного порядка. Даодэ Тяньцзун также воплощает идею вечного возвращения к истокам, что является важным аспектом даосской космологии.
Даодэ Тяньцзун часто изображается как седой старец с длинными волосами и бородой, одетый в традиционные китайские одежды. Его облик символизирует мудрость, долгую жизнь и вечность. В руках он может держать веер или свиток, что указывает на его роль как учителя и хранителя знаний.
В иконографии Даодэ Тяньцзуна иногда изображают с белым журавлем или драконом, что символизирует бессмертие и божественную мудрость. Его образ может быть окружен светом или ореолом, подчеркивающим его духовное величие и небесное происхождение.
Даодэ Тяньцзун занимает центральное место в даосских храмах и культовых практиках. В его честь проводятся ритуалы, направленные на достижение гармонии, улучшение моральных качеств и духовное просветление. В залах со статуями Даодэ Тяньцзуна часто читают «Дао Дэ Цзин», который содержит основные философские и этические учения даосизма.
Верующие молятся Даодэ Тяньцзуну с просьбами о наставлении и защите, стремясь следовать его учениям в повседневной жизни. Даосские монахи и практики проводят медитации, чтение мантр и другие ритуалы, чтобы укрепить свою связь с Дао и развивать свои моральные качества.
Я уже сказал, что Лао Цзы, автор Дао Дэ Цзина — считается воплощением этого бессмертного, однако, это не единственное его воплощение, о котором знают Даосы. Вообще, Даодэ — самый близкий к людям из бессмертных Чистой Троицы. Он не раз воплощался в нашем мире и давал людям знания.
В 34 году нашей эры, Даодэ воплотился как Чжан Дао Лин (张道陵), человек, проведший реформацию даосизма. До него Даосы жили отдельно, иногда в окружении учеников, но не в монатырях. Дао Лин наряду с этой практикой, которая существует и поныне, ввел также даосские монастыри и построил первый Даосский монастырь на горе ЧинЧен (провинция Сычуань).
Следующим воплощение ДаоДэ стал первый император династии Тан (618–907), Тай Цзун. Он пришел к власти в период катастрофического упадка Китая, когда население страны сократилось на 2/3 из-за абсолютно бездарного и бесчеловечного правлений последних императоров предыдущей династии — Суй. Придя к власти, Тай Цзун объявил, что он основывает династию, которая будет руководствоваться принципами, описанными в Дао Дэ Цзин. Все императоры Тан считаются потомками Лао Цзы, а сам Тай Цзун — новым воплощением бессмертного Даодэ. Результатом проведенных им реформ и заложенных принципов стал период наибольшего расцвета Китая в абсолютно всех аспектах — население, искусство, наука, экономика — при Династии Тан процветало всё.
Кроме того, очень интересно, что у ДаоДэ есть также и бессмертные воплощения. То есть, он как бы имел не только смертных аватаров, ходивших среди людей, но и бессмертных аватаров, помогающих ему больше общаться в людьми, более близкими к нам, чем один из Чистой Трои
Такими инкарнациями являются:
Бог-целитель Хуахуцзюнь (化胡君): В одной из легенд Лао-цзы реинкарнировался как Хуахуцзюнь, божество, известное своим умением лечить болезни и наставлять людей на правильный путь. Согласно этим рассказам, он принял форму бога-целителя, чтобы помочь людям, распространяя учения Дао и помогая избавляться от страданий.
А также Тайшань Лаоцзюнь: Это имя часто используется для обозначения Лао-цзы как божественного учителя. В этом аспекте он считается воплощением Даодэ Тяньцзуна, который продолжает наставлять и защищать человечество. Тайшань Лаоцзюнь также ассоциируется с алхимией и практиками, направленными на достижение бессмертия.
ДаоДэ Тьенцзун — очень многогранный бессмертный, близкий к человечеству, не только лично многократно приходивший на землю, но и имеющий бессмертные воплощения, при помощи которых он общается с людьми.