Итак, мы приступаем к размышлениям о чжанах второй половины Дао Дэ Цзин. Чжан 42 — один из самых сложных по смыслу. Веками (и это не преувеличение!) люди, изучающие Дао, пытаются понять о чем речь в первой половине этого чжана. Итак, вот он, загадочный 42 чжан.
Путь рождает Единое
Из Единого появляются Два
Два же рождают Три
А из Трех – соткано всё на свете
Ведь всё поддерживает Инь, всё окружает Ян
Всё наполнено Ци, и в том – гармония
Люди не любят убогость, одиночество, недостойность
Но сильные мира так себя называют и не стыдятся
Так и во всем
Теряя, можно многое обрести
Обретая, можно многое потерять
Древние учили этому, скажу и я
Кто не гибок и тверд – своей смертью не умрет
Вот основной принцип моего учения
Есть очень много мнений о том, что такое Единое, Два и Три, о которых тут идет речь. Но первые четыре строки — очень простые и не позволяют никакой другой перевод. На китайском они пишутся так — 道生一,一生二,二生三,三生萬物. Из Дао рождается Одно, из Одного рождаются Два, из Двух рождается Три, и из этих Трех состоит все на свете (10000 вещей дословно), они порождают все на свете. Везде стоит один и тот же иероглиф — 生 — «порождать».
Один из вариантов говорит, что Один это Дао, Два это Инь и Ян, а Три это Небо, Земля и Человек. Я не согласен с такой трактовкой, так как получается что, во первых, Дао рождает само себя, а во вторых, Небо, Земля и Человек рождаю все на свете. Если с Небом и Землей еще можно согласиться, но Человек уж точно не не причастен к созданию всего на свете, причем так не считали даже древние китайцы.
Христианские толкователи (да, есть и такие) видят в Трех христианскую троицу, что, конечно, совсем уж дико.
Чтобы разобраться, я предлагаю идти с конца. Из каких трех элементов состоит все на свете, согласно Даосизму? Из Инь, Ян и энергии Цы, которая рождается из-за взаимодействия Инь и Ян. Поэтому мое мнение, что Три — это Инь, Ян и Цы. Цы это своего рода «дыхание» природы, можно сказать.
Теперь давайте разберемся с Двумя. В космологии даосизма два это либо Хаос и Порядок, либо, опять же, Инь и Ян. Но ранее мы встречали что Дао это «нечто, рожденное Хаосом», то есть Хаос и Порядок отпадают, так как Хаос — не нечто имеющее начало в Дао, а наоборот. Значит эти Два — это Инь и Ян. И фраза Два породили Три при этом понимается, как Инь и Ян, взаимодействуя, породили Цы и стали Тремя.
Теперь самое сложное — что породило Дао, что разделившись, или же не разделившись, а послужив катализатором, породило пару Инь и Ян? Вот эту ступень просто глотают большинство толкований, как бы не замечая первой строки. Но, если бы она была не важна, ее бы не было, было бы написано просто Дао породило Два (道生二). Но это не так, а значит это важно.
Я очень долго думал над этой фразой. Мне попалось в сети мнение, что речь о некоей довременной, неразделенной на Инь и Ян особой энергии Цы. Но мне кажется такое объяснение притянутым за уши. Я снова вспоминаю, что Дао это «нечто, Хаосом рожденное». Не рожденное в противостоянии Хаоса и Порядка, а только Хаосом, так как согласно даосам до Дао бы только Хаос. Напрашивается мысль, что то Одно, которое было порождено Дао это Порядок — универсальный принцип, противостоящий Хаосу. Такая трактовка мне кажется достаточно логичной. При этом Дао «сработало» как закон всемирного равновесия — породило то, что уравновешивает Хаос, из которого оно само появилось! Породив Порядок, Дао открыл путь для образования Инь, упорядоченной энергии, энергии стагнации а Ян — хаотичная энергия, энергия движения.
Признаюсь, эта мысль новая для меня. Я всегда считал, что Хаос и Порядок — первоначальные элементарные принципы, лежащие в основе нашей вселенной и не способные существовать друг без друга. Но, размышляя над этим чжаном и вообще над Дао Дэ Цзин, я поменял свое мнение. Получается, что изначален только Хаос, в котором образовалось Дао, которое породило то, что могло уравновесить Хаос, то есть Порядок.
В следующих двух строках говорится, почему можно говорить, что вся тьма вещей образовалась из тройки Инь, Ян и Цы. Признаюсь, данная формулировка — моя. Она во многом не совпадает дословно с оригиналом, в котором говориться нечто вроде «Все вещи несут Инь и обнимают Ян, и получают пользу от дыхания, образовывающегося при их взаимодействии». Дыханием всегда называют Цы, так что я уверен в верности того, что я написал именно так, сделав эту фразу более понятной.
Дальше говорится о том, что сильные мира часто называют себя словами, которых простые люди боятся и избегают. Это подчеркивает высказанный не раз принцип о том, что добившись успеха гордится им сверх меры и утверждать, что ты велик — это путь в никуда, этого делать не стоит. Тут под «сильными мира» понимаются достигшие Дао, которые часто называют себя недостойными, одинокими. При этом они великие люди. Они, принижая себя, бывают возвышены людьми. Это подводит нас к следующим строкам, которые это иллюстрируют и артикулируют прямо — Теряя можно обрести, а обретая можно потерять.
Далее Лао Цзы говорит о том, что одной истине учили древние, и учит он, и это — основа его учения — Кто не гибок и тверд — долго не проживет. Эта истина — одна из основ Даосизма — учит быть гибким. Интересно, что это относится и к самому учению. Даосизм удивительно гибкое учение. Авраамические религии, по сути, противостоят науке, порой очень жестко, не только не давая человечеству развиваться, но ни отбрасывая его развитие назад. По сути, Европе понадобилось порядка тысячи лет, чтобы вернуться к уровню развития, который был у Рима до его падения, именно благодаря господству христианства, а в арабский мир, славившийся своими лекарями, астрономами, математиками, наука была уничтожена исламом. Даосизм же и сам содержит в себе научные разделы, и не страшится современных наук, часто тесно взаимодействуя с ними, благодаря чему налажены современные производства даосских лекарств (проверял на себе неоднократно — они отлично работают!), а в даосских (по применяемым методам лечения) клиниках стоят аппараты МРТ и другое новейшее оборудование. Именно в гибкости — сила Даосизма, как учения.
А теперь давайте вернемся у первым строкам еще раз. Почему Лао Цзы написал так — только Дао написано прямо, а потом какие-то Один, Два и Три, почему нельзя было написать прямо? Моё мнение состоит в том, что хотя там описано образование основы нашего мира, скажем так, если написать прямо — то это будет только (!) образование основы нашего мира. Я считаю, что там описан некий основополагающий принцип создания чего-то, и принцип этот применим универсально и практически. Создавая нечто, в начале создайте ситуацию равновесия, найдите ее, создайте Один. Например, если вы начинаете проект и рветесь вперед, не видя никаких минусов и препятствий, вы не в равновесии и, вероятно, наделаете ошибок. Остановитесь и найдите равновесие — увидьте возможные проблемы м минусы вашего первого решения. Потом сотворите Два — найдите две движущие силы вашего проекта (пример: найдите две разные целевые аудитории, интересы которых ваш проект будет удовлетворять). Если сил больше — вы запутаетесь, а если одна — этого не достаточно. Наконец, вдохните в проект Цы — поймите, какая основная движущая идея в вашем проекте заложена. И потом приступайте к реализации. И, конечно, не забывайте быть гибкими!