Изучая Даосизм, я все больше и больше понимаю, что это не просто религия. Это система знаний о мире, передающая, пусть и своими словами, знания о том, как устроена вселенная. Я уже говорил в другой статье, что Даосизм имеет и признаки науки, причем часто настолько сильные, что для европейца, привыкшего у косности авраамических религий, это кажется странным.
Однако, что интересно, существует целый ряд верований, которые, не имея никакой общей исторической основы, все же, рассказывают, судя по всему, об одном и том же. Еще до того, как я вообще узнал, что такое Даосизм, я читал книги о друидах. Как правило, это римские тексты, описывающие Друидизм с точки зрения людей захватчиков, пришедших завоевать народы, где он был распространен.
Позже, мне отчетливо казалось, что Друидизм был построен на тех же принципах, что и Даосизм. А еще, и об этом я уже писал, на той же основе построены языческие верования славян. Покопавшись в источниках, я понял, что, по сути очень и очень похожие учения можно встретить в разных частях мира. Эти учения совершенно точно не имеют «общего предка», что наводит на мысль, что они похожи потому, что описывают они одно и то же! Эти учения — Китайский Даосизм, Тибетская религия Бон, Кельтский Друидизм, Японский Синтоизм, и Славянское язычество. На самом деле, сюда же можно отнести и религию индейцев, но я слишком мало про нее знаю, так что оставлю ее за скобками.
Итак, давайте рассмотрим общие черты Даосизма, религии Друидов, религии Бон, Синтоизма и славянского язычества.
Эти религии, несмотря на географическую и культурную удалённость, демонстрируют ряд общих черт, связанных с анимизмом, дуальностью мира, ритуалами и концепцией вечного начала. Рассмотрим каждую из этих черт, опираясь на источники.
Одухотворение природы.
Вера в то, что природные объекты и явления обладают душой или духами.
Даосизм: Природа рассматривается как проявление Дао — вечного пути, который нельзя нарушать. Гармония с природой достигается через принцип «у-вэй» (недеяние), подразумевающий следование естественному ходу вещей.
Религия друидов: Деревья, источники и камни считались священными. Например, дубы символизировали мудрость, а рощи использовались для ритуалов.
Бон: В тибетской традиции бон горы, озёра и реки населены духами (лу и садак), требующими уважения и подношений.
Синтоизм: Ками — духи природы — обитают в деревьях, горах, водопадах. Ритуалы включают подношения и очищение для поддержания связи с ними.
Славянское язычество: Лешие, водяные, домовые — духи-хранители природных и домашних пространств. Например, домовой защищал жилище, а леший управлял лесом.
Концепция вечного начала, не являющегося богом, лежащей в основе мира
Идея универсальной энергии или закона, управляющего миром.
Даосизм: Дао — вечный путь, источник всего сущего. Дао непознаваемо, но проявляется через «дэ» (добродетель) и динамику Инь-Ян.
Религия друидов: Дримиу — сила, пронизывающая природу, связывающая всё живое. В кельтской мифологии это выражалось через священные рощи и камни.
Бон: Ендр — изначальная энергия, создавшая мир. В ритуалах бон используется для гармонизации пространства и времени.
Синтоизм: Мусуби — созидательная сила, связывающая ками, людей и природу. Она проявляется в ритуалах плодородия и очищения.
Славянское язычество: Род — прародитель вселенной, источник жизни. Напомню, что Род не рассматривался, как антропоморфное божество, дедушка в доспехах это уже выдумка 20 века. Ему даже идолов не ставили в древности, как нет ни одного храма Дао. Его энергия воплощалась в изначальных богах (Сварог, Велес) и духах.
Дуальность мира
Противопоставление двух начал (свет/тьма, порядок/хаос), которые взаимодополняют друг друга. Важно, что эта дуальность не подобна христианской, где одно начало превозносится в другое считается архи врагом всего человечества. В этих религиях два начала — это то, что взаимодействуя, порождает весь мир, то, что без чего вселенная просто не может существовать, а следовательно то, что стоит уважать в равной мере.
Даосизм: Инь и Ян — тёмное и светлое начала, взаимодействие которых создаёт баланс. Например, женское-темное-постояное-тяжелое (Инь) и мужское-светлое-хаотичное-легкое (Ян).
Религия друидов: Противопоставление жизни и смерти, выраженное в цикле сезонов (праздник Самайн рассматривался, как граница между мирами).
Бон: Белый и чёрный бон — дуализм добра и зла, где ритуалы направлены на нейтрализацию вредоносных сил.
Синтоизм: Идзанаги и Идзанами — божественные близнецы, создавшие Японию. Их союз и разрыв символизируют созидание и разрушение.
Славянское язычество: Явь и Навь — мир живых и мир мёртвых. Белобог и Чернобог олицетворяют эту дуальность, две энергии, соткавшие мир.
Ритуалы очищения и гармонизации
Практики для восстановления связи с сакральным и нейтрализации негатива.
Даосизм: Медитации, дыхательные упражнения (цигун) и алхимия для гармонизации энергии Ци 13.
Религия друидов: Ритуалы с использованием священных растений (омела) и жертвоприношения для умилостивления духов.
Бон: Использование мантр, мандал и ритуальных танцев (чам) для изгнания злых сил.
Синтоизм: Мисоги — очищение водой (например, омовение в реках) и хараэ — перенос скверны на предметы.
Славянское язычество: Обряды с огнём и водой (купание в росе на Ивана Купалу), жертвоприношения духам 12.
Культ предков и духов
Почитание умерших и вера в их влияние на мир живых.
Даосизм: Предки считаются хранителями рода. Ритуалы включают подношения на алтарях и праздник Цинмин.
Религия друидов: Вера в реинкарнацию и связь с предками через мегалиты (дольмены как порталы).
Бон: Духи предков (лха) помогают живым, но требуют поминовения.
Синтоизм: Умершие становятся ками, им посвящены домашние алтари (камидана).
Славянское язычество: «Род и рожаницы» — духи, отвечающие за судьбу рода. Заложные покойники (умершие неестественной смертью) требовали особых обрядов 12.
Отсутствие строгой догматики
Гибкость верований, отсутствие единой канонической системы или жёстких правил, допускающее региональные и индивидуальные вариации.
Даосизм: Основан на принципе «у-вэй» (недеяние), который подчеркивает естественность и спонтанность. Нет единого свода догм — тексты вроде «Дао Дэ Цзин» интерпретируются философски, а не как строгие предписания.
Религия друидов: Современное друидичество допускает личное толкование ритуалов и мифов, а исторические друиды, по данным Цезаря, передавали знания устно, избегая фиксации догм.
Бон: Ритуалы и практики адаптировались под влиянием буддизма, сохраняя при этом гибкость в трактовке космологии и роли духов.
Синтоизм: Отсутствие единой священной книги и централизованной доктрины. Ками могут почитаться в разных формах, от природных объектов до абстрактных сил.
Славянское язычество: Региональные различия в пантеоне (например, Ярило у восточных славян и Яровит у западных) и синкретизм с христианством (перенос функций богов на святых) демонстрируют отсутствие догматической строгости.
Связь с магией и шаманизмом
Интеграция магических практик, обрядов и взаимодействия с духами через посредников (шаманов, жрецов).
Даосизм: Алхимия, создание эликсиров бессмертия, и практики цигун для управления энергией Ци — примеры магико-ритуальных элементов.
Религия друидов: Использование магии в ритуалах (например, связь с омелой как символом защиты), а также роль друидов как прорицателей и посредников между мирами.
Бон: Ритуалы с мантрами, мандалами и танцами «чам» для изгнания злых сил; шаманы (лхапы) взаимодействуют с духами предков.
Синтоизм: Ритуалы очищения (мисоги) и заклинания (норито) направлены на гармонизацию отношений с ками, что близко к магическому воздействию.
Славянское язычество: Волхвы и знахари использовали заговоры, обереги и ритуалы (например, «челобитные» лешему) для влияния на природу и духов. Шаманы (ведуны) могли «путешествовать» в мир Нави, взаимодействуя с предками.
Заключение
Эти религии, хоть они и разделены огромными расстояниями, одннко имеют огромное число общих черт. Ритуалы гармонизации и идея вечной силы, подобной Дао. Дуальность, подобная Инь-Ян, отражает универсальный принцип баланса, а культ предков подчёркивает связь поколений. Несмотря на различия в пантеонах и практиках, доказывающее лишний раз, что связи между этими религиями нет, все они стремятся к сохранению естественного порядка вещей, что делает их глубоко экологичными и гуманистичными. С моей точки зрения, это само по себе служит признаком того, что эти религии описывают одно и то же — настоящее устройство нашего мира, нашей вселенной. А то, что это описание, часто, не противоречит науке — тоже говорит очень о многом.