Продолжим разговор о древней Китайской религии, о Даосизме. В прошлый раз я рассказал вам об основателе этой религии, о Лао Цзы и том человеке, которому мы обязаны тем, что знаем о Лао Цзы и его учении, о начальнике пограничной заставы — Гуань Ине.
Сегодня я попытаюсь популярно рассказать вам о философских основах Даосизма, о том, что такое Дао. Сразу скажу, что это именно популярно, и несколько поверхностное изложение, но, тем не менее, оно даст вам представление об этом учении.
В основе Даосизма лежит понятие Дао. Само слово Дао переводится, как «Путь» или «Дорога», однако, не стоит зацикливаться на переводе этого слова. В самом «Дао Дэ Цзине» говорится о том, что объяснить, что такое Дао невозможно. И само слово для обозначения этого выбрано произвольно. Вот что по этому поводу написано в Дао Дэ Цзине:
Я не знаю, есть ли у него имя
Лишь называю его – Путь
Заставите описать его, скажу – Великое
Великое – постоянно в движении
Постоянно двигаясь – никогда не кончается
Не зная конца – возвращается
Небольшой сад с беседкой для медитаций и созерцания в Храме Белых Облаков
Дао можно лишь понять самому, но не объяснить другим. Чтобы понять это, нужно настроится на нужный лад, понять свойства Дао, увидеть, как другие «следуют Дао», увидеть, к чему из это приводит, на вас снизойдет знание — ваше личное — о том, что такое Дао.
А Даосизме Дао считается началом всего, всей вселенной, всех разумных, неразумных существ, живой и не живой материи. Все люди, боги (пока я использую это слово), духи, миры — всё произошло от Дао, который был до начала нашей вселенной и будет после ее конца. Но Дао — не бог, это своего рода первооснова, из которой в нашем мире состоит всё, и которая сама собой, своим существованием, направляет мир, природу, в определенное русло существования. Про него говорят, что «Дао — естественно».
Люди следуют законам Земли
Земля следует законам Неба
Небо следует законам Пути
А Путь – естественен
Обратите внимание, что тут ничего не говорится о богах, а точнее о «бессмертных», как их называют в Даосизме. Они — такие же дети Дао, как и люди. Даже если люди сами были созданы кем-то из них, то это само по себе менее важно, чем «следование Дао».
А в чем же заключается суть этого самого «следования Дао»? Его суть заключается в естественности поступков. Философия Даосизма — это философия естественности. В ней не приветствуются ни излишества, ни беспричинные лишения, так как ни то ни то не является естественным. Считается, что если человек следует Дао, то есть он естественен, то сам мир будет его оберегать от напастей, вещи вокруг него будут происходить сами собой и те, которые нужно. И всё это, в конечном итоге, приведет человека к долгой счастливой жизни. Те же, кто не следует Дао, обычно не живут долго.
Рождаясь, люди начинают свой путь к смерти
Трое из десяти – полной жизнью живут
Трое из десяти – лишь смерти ждут
Трое из десяти – сами свою смерть торопят
Отчего? От того, что меры не знают
Но слышал я об одном
Кто в сохранении жизни преуспел
Идя по дороге – не страшится ни тигра, ни носорога
На войне – не страшны ему враги и клинки их
Некуда носорогу свой рог вонзить
Некуда тигру когти впустить
Некуда врагу направить свой меч
Отчего?
Оттого, что нет в нем для смерти места
Ну и еще я скажу пару слов о бессмертии. Достаточно часто можно услышать, что главная цель Даосов — физическое бессмертие. Это совсем не так. Хотя Даосы, при помощи разных практик, стараются удлинить жизнь, но они не считают, что это можно делать до бесконечности. Смерть рассматривается как естественный процесс, часть «Великих превращений», которую не надо бояться. Однако, Даосы и правда стремятся к бессмертию, но это бессмертие уже другого рода — в виде, как мы бы сейчас сказали — энергетического существа. Про это есть всего одна строка в Дао Дэ Цзине: «Кто умер, но не исчез — бессмертен». В Даосизме считается, что бессметные бывают разных типов, но об этом — в одной из следующих статей.